facts

Битвы полов: кто правит?

В некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин. Мы разобрались в том, как снятие запретов и появление понятия «неолиберализм» влияют на рынок.

05 марта 2022 г.

В России патриархальные правила были закреплены только в «Домострое». Документ описывал подчиненную роль женщины, которая должна беспрекословно подчиняться мужу, вести хозяйство и воспитывать детей.
С развитием капитализма существование классической модели патриархальной семьи стало практически невозможным. Это связано не только с расцветом феминистского движения и тем, что женщины получили доступ к образованию. Чтобы поддерживать традиционное распределение ролей, дохода «добытчика» должно хватать на поддержание комфортного уровня жизни всех членов семьи. В постиндустриальной экономике это невозможно, поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест на предприятиях снизилось из-за автоматизации, но выросла потребность в низкооплачиваемых работниках сферы услуг.

Постепенно «классический» патриархат трансформировался в современный, который некоторые феминистки называют «неолиберальным». Общество подчинилось рынку и допустило те женские права и свободы, которые были выгодны капиталистической системе — например, женщины стали работать наравне с мужчинами. Что касается «неолиберализма», то это сомнительная «свобода», которая несет в современное общество настоящую смуту («неолиберализм» – это политическая доктрина (левая и правая), которая была развита на Западе в 1980-х годах как популистский «здравый смысл».) У этой концепции есть несколько проблем:

  • Он рассматривает человека как самостоятельного субъекта, главным образом мотивированного личным интересом;
  • Он говорит нам о том, что нерегулируемая рыночная экономика смягчает социальное неравенство;
  • Он описывает личную свободу с точки зрения способности человека «выбирать» на рынке выбора.

Неолиберальная доктрина создает особую политическую проблему для девочек и женщин. Ситуация с женским телом отлично это иллюстрирует: женские тела рассматриваются как материальные объекты, которые могут быть проданы посредством порнографии и «секс-работы» для потребления, как и любой другой продукт на рынке. Женщины добились равенства и права голоса. Мир услышал их мольбы. Но этого ли они хотели? Капиталистическая система вдребезги разрушила мечты о равноправии, поставив всех женщин под еще большую угрозу. Если патриархат защищал женщин, то с появлением «неолиберализма», утвердилось понятие: «каждый сам за себя!». «Сильные и независимые» идут своей дорогой и то, что случится с ними на этой дороге, мужчин не интересует.

Неолиберализм, с его акцентом на индивидуализм и личный выбор, игнорирует существование патриархата как социальной структуры, приводя к бесконечным трансформациям и необратимым процессам в современном обществе. Но в наше время все чаще говорят о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. Минусы матриархата налицо, когда женщины пытаются обвинить мужчин в сексуальных домогательствах якобы имевших место много лет назад. Пример тому — скандалы в Голливуде, докатились они и до России. В настоящее время матриархические общества с относительным доминированием женщин в некоторых сферах общественной жизни, сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, Минангкабау, Кхаси и Гаро) и Африки (Ашанти, Йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия (многомужество), также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.

Многие государства Европы, к примеру Германия, Англия по своей законадательной сущности матриархальные государства. Что касается нашей страны, то по многим показателям российская женщина доминирует над мужчинами. С давних времен истории Руси женщина-мать имела большое влияние на жизнь древнерусского общества. Когда говорят о матриархате в СССР, подразумевают большую личную свободу советской женщины. Одной из первых инициатив Ленина был декрет «Об отмене брака», предоставлявший женщине полное «материальное и сексуальное самоопределение». В обиход вошел термин «сексуальный союз», его можно было легко заключить и расторгнуть. Девушка могла проживать отдельно от мужа и не менять свою фамилию. В последние годы советской власти женщина считалась «хранительницей домашнего очага», к ее мнению прислушивались, она могла испортить партийную карьеру своему непутевому мужу, заявив, что он ведет неправедную жизнь — завел любовницу и бросил детей.

Матриархат в современной России продолжает старые советские традиции. Например, при разводе ребенок, как правило, остается с матерью, считается, что отец не в состоянии его воспитать. Характерным показателем является «материнский капитал», выплачиваемый при рождении ребенка матери. Деньгами, а значит, судьбой несовершеннолетнего распоряжается женщина, а мужчина только второстепенный участник этого процесса. К сожалению, матриархат в семье учит «женскому» восприятию жизни мальчиками. Женоподобные мужские личности все чаще стали мелькать на экранах отечественных телевизоров, рассказывая о своих жизненных успехах и неудачах. Посмотрим, к чему придет наша страна через пару лет.

Нашли ошибку? Сообщите нам!