opinion

Полет высоких технологий: компания G25 о беспилотных авиационных системах

В эпоху, когда технологии развиваются с феноменальной скоростью, беспилотная авиация становится не просто трендом, а ключом к новым горизонтам. Мы обратились к директору компании G25 Легкому Сергею Николаевичу, чтобы узнать больше про современные технологии. Предприятие было основано специалистами из классического авиастроения, которые заложили фундаментальные принципы надежности и инженерии. Эту базу дополняет энергия молодых специалистов, которые приносят свежие идеи и глубоко погружены в современные технологии.

21 сентября 2025 г.
текст: Дмитрий Андронкин

Вы занимаетесь разработкой ПО для БАС. Какие уникальные открытия вы совершили?

Наше ключевое достижение в области программного обеспечения — это создание системы искусственного интеллекта для автономного принятия решений. Для нас ИИ — это не абстракция, а конкретные алгоритмы, которые берут на себя оперативное управление в критических ситуациях. Это особенно актуально при работе в условиях противодействия, например, при разрыве связи из-за систем РЭБ (радиоэлектронной борьбы) или при сбоях и отсутствии сигналов спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС и др.).

 

Какие ключевые технологические прорывы в разработке ПО для БАС вы считаете наиболее перспективными в ближайшее время?

Нам удалось совершить настоящий прорыв: мы разработали технологии, позволяющие беспилотному воздушному судну (БВС) работать полностью автономно. Наши системы функционируют даже в условиях полного отсутствия связи между пилотом и бортом, а также при сильных помехах или подавлении сигналов всех глобальных навигационных спутниковых систем. Поскольку отрасль новая и готовых решений практически нет, наш успех основан на смелости и экспертизе команды. Мы не боимся пробовать, ошибаться и находить решения для задач, которые до нас еще никто не решал. Это позволяет нам накапливать бесценный уникальный опыт.

Как вы справляетесь с вызовами интеграции искусственного интеллекта в беспилотные системы?

Мы разработали линейку разнообразных беспилотных систем: аппараты вертикального взлета и посадки (VTOL), грузовые дроны и учебные коптеры. Для их отработки мы создали уникальный наземный стенд. Он позволяет тестировать как бортовое оборудование и винтомоторные группы, так и отрабатывать действия с БРЭО (бортовым радиоэлектронным оборудованием) в штатных и аварийных режимах. Этот же стенд служит эффективным инструментом для обучения и проведения демо-экзаменов.

Расскажите об особенностях обучения, что предлагается программой?

Наши учебные программы уникальны тем, что созданы на основе собственного практического опыта эксплуатации. Мы готовим специалистов по направлениям «Летная эксплуатация БАС» и «Оператор БАС» (до 30 кг). Обучение построено по принципу «от простого к сложному»: начинается с небольших квадрокоптеров, переходит к тяжелым коптерным системам, затем — к крылатым аппаратам и сложным гибридным системам VTOL.

Особое внимание мы уделяем отработке нештатных ситуаций: отказ двигателей, потеря связи, работа в условиях подавления навигации. Это критически важно в современных реалиях, где активно применяются системы РЭБ и спуфинга. Мы готовим не «тепличных» операторов, а специалистов, способных уверенно работать в сложной обстановке и выполнять задачи при любых внешних воздействиях.

Сколько БАС вы уже создали? Как часто обращаются с заказами? Какие пожелания чаще всего возникают?

Мы находимся в постоянном диалоге с заказчиками и хорошо понимаем их запрос. Их идеал — «волшебная кнопка»: полностью автономная система, работающая без оператора и неуязвимая для внешних факторов. Современный тренд — это роботы, которые обслуживают роботов. Яркий пример — автоматизированные дронопорты, где робот самостоятельно меняет батареи и проводит техобслуживание, а человек контролирует процесс удаленно. Именно к такой высокой степени автономности мы и стремимся.

Как технологии БАС могут повлиять на нашу жизнь?

Беспилотные системы уже прочно вошли в нашу жизнь. Помимо бытовых роботов-пылесосов и мойщиков окон, они revolutionизируют целые отрасли. Беспилотные автомобили уже курсируют по дорогам общего пользования, надводные безэкипажные катера и подводные аппараты, роботы безопасного разминирования, курьерская доставка — это лишь малая часть примеров применения беспилотных систем. В воздушном пространстве дроны выполняют мониторинг пожаров, охрану периметра, создают картографию и решают задачи в горнодобывающей промышленности. Объем и сложность применений растут с каждым днем, и этот тренд только набирает силу, кардинально меняя мир вокруг нас.

Нашли ошибку? Сообщите нам!