Как длина женских юбок влияет на состояние экономики? Является ли мода индикатором финансовых и гражданских потрясений? Может ли мода предсказать экономический кризис? Ответы на эти вопросы можно найти в очень занимательной теории Hemline Index.
12 апреля 2022 г.Как длина женских юбок влияет на состояние экономики? Является ли мода индикатором финансовых и гражданских потрясений? Может ли мода предсказать экономический кризис? Ответы на эти вопросы можно найти в очень занимательной теории Hemline Index.
Экономисты для анализа состояния рынка, помимо научных индикаторов, частенько прибегают к помощи альтернативных индексов. Например, теория длины юбки — идея, согласно которой длина юбки является показателем направления движения фондового рынка.
Теорию Hemline Index, или «индекс длины юбки», приписывают экономисту Джорджу Тейлору. В середине 20-х годов прошлого века, в период экономического процветания западного мира, оправившегося после Первой мировой, Тейлор предположил, что длина подола женской юбки может служить индикатором состояния экономики. Чем выше подол — тем благополучнее дела обстоят на бирже, и наоборот.
В его докторском исследовании вывод был следующий: чем короче становятся юбки, тем выше потребность женщин в чулках, а это означает подъем для одной конкретной сферы легкой промышленности. В финансово трудные периоды, наоборот, женщинам выгоднее носить закрытую одежду и на чулки не тратиться.
Далее исследование было растиражировано и получило множество различных трактовок, а потому до нас оно дошло в следующем контексте: растущее благосостояние и высокий уровень дохода дают женщинам возможность чувствовать себя комфортнее и уделять гораздо больше времени и внимания моде, а также позволяют покупать дорогие чулки, необходимые и отлично подходящие к коротким юбкам. Ухудшение экономической ситуации приводит к ровно обратным результатам.
В течение XX века эта не совсем научная теория не раз подтверждалась. В 1929 году грянула Великая депрессия, и женщины вновь — практически до начала 60-х — вернулись к более скромным фасонам. Далее вспомним знаменитый диоровский new look: дизайнер стремился вернуть женщинам изящный, хрупкий силуэт, но при этом длина миди оставалась для его образов постоянной. Затем молодое поколение дизайнеров подарило нам мини-юбки, первый пик популярности которых настал незадолго до нефтяного кризиса 1973 года.
Даже наши современники выводят свои подтверждения Hemline Index. Например, бывший руководитель нью-йоркского Института костюма Гарольд Кода предлагает следующую довольно психологическую трактовку: в тяжелые для экономики времена люди настроены более пессимистично, им хочется закрыться, спрятаться, и это желание находит отражение в реальной, не подиумной, а повседневной моде.
Кроме того, этой теории было посвящено и более серьезное исследование — в 2010 году исследователи Марджолейн ван Баардвейк и Филип Ханс Франсес доказали, что зависимость экономического роста от длины подола — обратная. Молодые ученые собрали ежемесячные данные о длине юбок за 1921−2009 годы и наложили на хронологию экономического цикла. Оказалось, что взаимосвязь между экономикой и длиной подолов действительно существует. Правда, работает она с небольшим запозданием. Экономический цикл опережает тренды примерно на 3 года, и предсказать будущее экономики по длине сегодняшних подолов невозможно. Мода, несомненно, может быть зеркалом социальных перемен, но предсказать начало или конец финансового кризиса, к сожалению, не способна.
Применение эта гипотеза находит по сегодняшний день. Если говорить о ближайшей к нам действительности, то благополучные предковидные годы вполне могли найти отражение в ностальгии современных дизайнеров по нулевым и даже в том самом образе от Miu Miu.
Нашли ошибку? Сообщите нам!