opinion

Дарина Шапошникова: «Фотография — это история об авторе, а не только о клиенте»

Дарина Шапошникова — фотограф; участница международной выставки современной фотографии в Милане ImageNation Paris; одна из победителей конкурса PhotoVogue and Levi’s; лауреат конкурса Annual Photography Awards.

09 октября 2023 г.

Дарина, вы известный фотограф. Интересно узнать ваше мнение: как думаете, почему трудно творческим людям в России?

Я думаю, что с рынком творческих профессий у нас все хорошо. Есть все ресурсы для того, чтобы делать классный продукт. Появилась ценность, и в связи с этим увеличивается чек на услуги. Так как рынок еще формируется, конкуренция не на таком высоком уровне, но это можно причислить и к плюсам — много незанятых ниш. И к минусам: в конкурентной среде растут уровень и качество, больше мотивации выделиться, без конкуренции такого роста нет. Из сложностей могу выделить, что в более нишевых творческих профессиях может быть недостаток в специалистах. А развитие в сферах происходит в основном только в самых крупных городах. Но в целом рынок и ценность услуг творческих специалистов растут, и это классно.

Какие у вас основные концепции, базовые идеи, которые вы выражаете своими снимками?

Я развиваюсь, а не стою на месте. Поэтому вместе со мной меняются смыслы, которые я вкладываю в съемки. Есть два вектора фотографии, в которых постоянно развиваюсь: это женские портреты и творческие проекты.

 

Что является важной составляющей в портретах и творческих проектах?

В портретах для меня важно показать своим героиням, насколько они прекрасными и разными могут быть. Ведь фотосессия — это один из способов проявиться, выйти из зоны комфорта и принять себя. По личному опыту могу сказать, что перед камерой ощущаешь себя почти голой. Это пугает. Поэтому некоторым людям тяжело решиться на съемку. Но я направляю своих героинь. Помогаю побороть стеснение, расслабиться, показываю результат и искренне влюбляюсь в их красоту на съемках. Приятно видеть, как состояние неловкости перед камерой сменяется расслабленностью. На лице появляется улыбка, а в глазах — восхищение при виде фотографий.

Если говорить про творческие проекты, то сейчас мне хочется больше работать над концепциями и содержанием. Больше внимания уделять каким-то деталям и смыслам. Я еще пока нащупываю для себя этот путь, хотя мечтаю целиком сосредоточиться на создании подобных проектов.

Ваши снимки рождаются спонтанно или вы планируете их заранее?

Хорошая подготовка — это 90 % успешной съемки. Сначала я хватаюсь за какую-то мимолетную мысль, идею или же за какую-то увиденную фотографию, картину, кадр из фильма, песню, жизненную ситуацию и начинаю ее раскручивать, добавлять все больше и больше деталей. Потом думаю, как ее осуществить. К сожалению, бо́льшую часть своих идей я отметаю из-за сложностей в их исполнении. Поэтому стараюсь исходить из того, что есть, и работать с этим.

 

Дарина, расскажите, а как вы взяли в руки камеру, какой прошли путь?

Всё благодаря папе. В 11 лет он подарил мне первый маленький цифровой фотоаппарат. Я помню, ходила по школе и чувствовала себя Ким Пять-с-плюсом — шпионкой на задании. Фотографировала друзей, себя, обрабатывала на компьютере. Позже папа подарил мне камеру получше. После этого я стала проводить свои первые фотосессии, а в фотошопе делала невероятную обработку «вырви глаз». Со временем начала брать заказы за символическую плату. Самостоятельно искала информацию, как сделать самый классный цвет, самую крутейшую ретушь кожи или как поставить свет на съемке. Когда папа подарил мне третью камеру, я начала снимать по-серьезному. С ней я выросла до профессионального уровня и сделала все свои самые любимые работы. Так что своим успехам я обязана папе, который поддерживал меня в любви к фотографии.

Как думаете, какие перемены ждут фотографов?

С учетом того, как быстро развивается AI, пока даже не могу предположить. Нейросети могут быть отличными помощниками для фотографа. Например, я использую AI для того, чтобы создавать референсы к съемкам. Так команда видит сразу, к какой картинке мы стремимся. Еще миксую свои фотографии с теми, что я создаю в нейросетях. Это суперклассный и удобный инструмент для развития креативности. Некоторые нейросети помогают значительно сократить время ретуши. Для обработки создается все больше плагинов с использованием нейросетей. Но есть и определенные опасения: на многих маркетплейсах уже используют роботов-фотографов, чтобы снимать каталожку. Есть нейросети, которые создают несуществующих моделей. С одной стороны, сокращают сроки и бюджет, но одновременно это и обесценивает человеческий труд.

В чем я не сомневаюсь, так это в том, что событийные и портретные фотографы всегда будут востребованы.

 

Сейчас много фотографов, которые пытаются выделиться на фоне других. Что им может помочь?

На мой взгляд, фотография — это история не только об объекте съемки, но и об авторе в том числе. Ведь наше творчество это и есть мы. Это итог внутренней рефлексии на окружающий мир, трансляция пережитого опыта и мыслей, отражение внутреннего «я». И чем больше деталей мы замечаем, тем ярче и богаче становится наше творчество.

Поэтому советую наблюдать за окружающим миром и поглощать качественную информацию, тем самым развивая визуальный вкус. Ну, и делать честно — про то, что откликается. Ведь слепое копирование всегда считывается.

Нашли ошибку? Сообщите нам!