opinion

Елена Карамышева: что остаётся в памяти?

«И ты во всё это веришь?» — скептически спрашивают меня коллеги и клиенты, когда я завожу речь об этом.

11 мая 2022 г.

И, как только я начинаю с упоением рассказывать о научных исследованиях в этой области, размышлять об исторических находках и опыте наших предков, погружаться в архетипические смыслы и доступ к эмоциональной памяти, тут же следует: «Звучит как шаманство! Слишком хорошо, чтобы быть похожим на правду». Одним словом, не очень-то мне верят, но хотят, и потому вопросы следуют один за другим: а вдруг это всё правда и чудо может случиться?..

Чудо. Мы привыкли думать, что чудо — это что-то, выходящее за грань реальности. А оно рядом. Таким чудом в моей практике стала ароматерапия, или, вернее, ольфактотерапия (аромапсихология).

К слову сказать, ольфакторный (обонятельный) канал — одна из древнейших структур головного мозга, связанная с лимбической системой, что напрямую открывает доступ к долговременной памяти, записанной на эмоциях. И ещё на этот канал невозможно влиять сознательно, точнее, влиять на него можно с помощью тщательно отобранных натуральных ароматов, но вот реакция на них не поддаётся влиянию — что есть, то есть. При вдыхании аромата уже через несколько секунд, «пробегая» по обонятельному нерву, молекулы эфиров достигают мозга, а через 20 минут оказывают воздействие на уровне клетки. Бинго! Буквально за считаные минуты можно изменить состояние человека кардинально!

«Люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты и заткнуть уши и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат — это брат дыхания. С ароматом он войдёт в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить. А аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей», — пишет Патрик Зюскинд в культовом романе «Парфюмер».

Красиво сказано, правда? Давайте рассмотрим, как это работает на практике.

Кейс 1. Аромадизайн магазина, а правильнее сказать, аромамаркетинг. Задача аромамаркетинга — управлять впечатлением целевой аудитории, используя архетипический характер определённых ароматов, благодаря чему создаётся атмосфера, благоприятная для продаж. Специально подобранные ароматы открывают доступ к глубинным воспоминаниям человека, которые поднимают волну положительных эмоций и приятных воспоминаний, например, из детства. Например, запах мандаринов и ели имеет стойкую связь с Новым годом. А Новый год побуждает приятные воспоминания из детства, связанные с праздником, подарками, весельем, играми, гуляньем на трескучем морозе и катанием на коньках — это ощущение безопасности, беззаботности, радости, ожидания чуда и исполнения желаний. В узком смысле такой подход предполагает использование ароматов для воздействия на клиента. В широком понимании задача аромамаркетинга — навеять нужное настроение с помощью ароматов, которые подбирают исходя из поставленной задачи и целевой аудитории.

Роль обоняния сильно недооценена, довольно часто мы склонны отводить ему незначительную роль. Однако именно обоняние даёт нам доступ к животному началу человека, открывая доступ к его глубинным инстинктам, чувствам и истинной человеческой природе и… к возможности управлять впечатлением человека.

Кейс 2. Я особенно горжусь этим кейсом. Меня позвали в компанию, потому что целое подразделение приняло решение покинуть её в связи с нововведениями. Мне поставили задачу сменить установку коллектива. Смена установки в социальной психологии считается одной из самых сложных задач — из серии «практически невозможно». Я провела тренинг с применением методов ольфактотерапии — коллектив остался в полном составе и продолжает работать спустя полгода. Не буду утруждать вас сложными теоретическими выкладками относительно того, как это работает. Скажу только, что ароматы инициируют встречу человека с его историей, воскрешая в памяти картины прошлого и отправляя к истокам принятых решений. Моя задача как аромапсихолога, аромакоуча — создать условия для этой встречи, помочь понять её глубинный смысл для человека и экологично трансформировать, снимая ограничивающие убеждения.

Кейс 3. Клиническая депрессия. Когда речь идёт о лечении КД, то здесь важен подход с двух сторон: с одной стороны, психолог работает с когнитивно-эмоциональной сферой и постепенно изменяет деструктивные схемы мышления, которые и привели к диагнозу. С другой, врач назначает антидепрессанты, которые реставрируют механизм разрушенных синаптических связей. И одно невозможно без другого. Если не работать с трансформацией когнитивно-эмоциональной сферы, то даже после лечения антидепрессантами все вернётся на круги своя и человек попадает в замкнутый круг. Итак, при клинической депрессии необходимы и лекарства, и психотерапия — одно без другого не приведёт к излечению.

Однажды ко мне пришла клиентка с клинической депрессией. Её доктор был в отъезде. У меня нет права назначать лекарства, я не врач. Но нужен был «помощник», дополнительный ресурс, который бы помог поддерживать состояние клиентки и улучшения, связанные с психологической работой, до приезда доктора. Мы решили попробовать эфирные масла. И это сработало! Когда вернулся доктор, его вердикт был краток: «Антидепрессанты вам не нужны. Вы здоровы». Ура! Это сработало. Это уже потом я нашла исследования, которые подтверждают эффективность эфирных масел при лечении депрессии, а вначале это был ничего не обещающий эксперимент.

Я могу до бесконечности говорить о кейсах с эфирными маслами: как восстановить энергию и избавиться от хронической усталости, как избавиться от профессионального выгорания, как гармонизировать отношения в коллективе, что делать с ворчуном и как поднять продажи… Список можно продолжать и продолжать. Но я не призываю вас верить мне — ни в коем случае. Проверьте! Получите собственный опыт и окунитесь в мир ароматов с головой, исследуя детали и тонкости влияния на человека, его психологию и запускающиеся механизмы.

Нашли ошибку? Сообщите нам!