Пасхальные яйца — хорошо всем известный атрибут одного из главных праздников христиан — Святой Пасхи. Расписные яйца — деревянные, фарфоровые, стеклянные — пожалуй, самый известный русский сувенир после русской матрешки, а знаменитые яйца Фаберже в популярности могут с ней даже поспорить.
11 мая 2022 г.Фарфоровая история императорского пасхального яйца
В статье использованы материалы, предоставленные куратором выставки Мариной Василенко.
Пасхальные яйца — хорошо всем известный атрибут одного из главных праздников христиан — Святой Пасхи. Расписные яйца — деревянные, фарфоровые, стеклянные — пожалуй, самый известный русский сувенир после русской матрешки, а знаменитые яйца Фаберже в популярности могут с ней даже поспорить.
Традиция дарения августейшими особами яиц на Пасху имеет в России давние корни. Так, во времена правления царя Алексея Михайловича (1645 —1676) для раздачи на Пасху было приготовлено около 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. А первое известное нам фарфоровое яйцо было подарено в 1749 году основателем Императорского фарфорового завода и изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым императрице Елизавете Петровне (1741—1761). К 1748 году производство фарфоровых декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу, к началу ХХ века дарение пасхальных яиц стало светской традицией, а само фарфоровое яйцо превратилось в «высокий» светский сувенир, дорогой и изысканный подарок. Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца для императора и членов императорской фамилии «на раздачу» при христосовании вплоть до 1917 года.
Фарфоровые яйца делались со сквозным отверстием, чтобы через него можно было пропускать специально подобранную по цвету и композиции муаровую ленту. Лента завязывалась бантом внизу и петлей вверху. Для завязывания лент нанимали «бантовщиц» — нуждающихся вдов и дочерей работников Императорского фарфорового завода. Эта несложная работа хорошо оплачивалась и носила благотворительный характер. Яйца с лентой подвешивались в красный угол, под иконы.
С 1820-х годов фарфоровые яйца стали производить для всех на частных заводах России. Это объясняется тем, что популярность фарфоровых яиц Императорского фарфорового завода была очень велика, но изготовлялись они только для членов императорской семьи и в ограниченном количестве.
В 1885 году Александр II подарил своему гвардейскому полку расписные фарфоровые яйца, окрашенные в разные цвета и украшенные императорскими вензелями. Это вызвало бурю восторга и стало традицией. Императорский фарфоровый завод производит все больше и больше яиц к каждой Пасхе. Наибольшего расцвета производство пасхальных яиц достигло во время правления последнего российского императора Николая II. В разные годы выпускалось от 2500 до 5000 яиц. Великие князья получали по 3 яйца с живописью святых и по 100 обыкновенных, с цветами и орнаментами, великие княгини — по 2 с живописью святых и по 100 обыкновенных. Яйца с изображениями святых были одними из самых востребованных подарков, и на их изготовление могло уйти до сорока дней. Очень популярны были изысканные, мелко расписанные фарфоровые цветочные пасхальные яйца.
В семье Николая II Пасха считалась главным событием года, ее отмечали особенно торжественно. После торжественного богослужения императорская чета одаривала знаменитыми фарфоровыми яйцами родственников, придворных. Далее наступало время царского христосования, которое обычно продолжалось три дня, за которые государь успевал обменяться поцелуями с 10 000 человек, в основном это были солдаты, каждый из которых получал расписное фарфоровое яйцо с царским вензелем в подарок, что было невероятно почетно и расценивалось некоторыми как получение особой награды, которую хранили с благоговением всю жизнь. Такую «работу» выполняли все члены царской семьи, несмотря на ее чрезвычайную утомительность. Александра Федоровна посещала школы и раздавала, как и Николай Александрович, украшенные её инициалами фарфоровые яйца. Пасхальным поцелуем поздравлялись также и во дворце — этим государь и государыня показывали, что они помнят своих подданных. Во время Первой мировой войны великие княгини сами развозили яйца на фронт и по госпиталям. Для этой цели были созданы яйца с изображением Российского герба, вензелем императора Николая II, императрицы и великих княгинь, которые получили название «фронтовых».
Увидеть настоящие раритеты: пасхальные яйца, изготовленные Императорским фарфоровым заводом для августейших особ, а также ведущими отечественными фарфоровыми заводами Гарднера и Кузнецова; пасхальные яйца частных фарфоровых заводов и неизвестных мастеров из фарфора, стекла, дерева, папье-маше с ликами святых и библейскими сюжетами; яйца, изготовленные в Китае для русских эмигрантов в первой половине ХХ века, — можно в Приморской государственной картинной галерее. Здесь в зале-сейфе выставлено 60 самых интересных и ценных экземпляров уникальной коллекции пасхальных яиц Александра Михайловича Спешилова — единственной в своем роде на всем пространстве от Урала до Дальнего Востока. В настоящее время коллекция насчитывает около 250 редких яиц, многие из которых были изготовлены либо сохранились в единственном экземпляре. Высокохудожественные авторские произведения Императорского фарфорового завода по праву считаются шедеврами мирового декоративно-прикладного искусства, украшают резиденции глав государств и правительств, являются особой гордостью ведущих отечественных и зарубежных музеев.
Мастера ИФЗ виртуозно расписывали пасхальные яйца копиями картин, библейскими сюжетами, столичными видами, пейзажами, натюрмортами, вензелевыми изображениями в русском стиле. Они считались особо статусными, изготавливались маленькими партиями и играли роль официальных подарков. На изготовление одного экземпляра требовалось до 3–4 месяцев кропотливой работы. Такие изделия считались самыми редкими и ценными. В экспозиции представлено «Яйцо фарфоровое с изображением Св. Сергия Радонежского», на котором изображение на лицевой стороне выполнено по эскизу московского иконописца Осипа Чирикова, а изображение на оборотной стороне — московским архитектором Александром Каминским. Фарфоровые яйца этой серии «с живописью святых и двунадесятых праздников» выпускались ограниченным тиражом только по заказам императорской семьи.
На выставке также представлены пасхальные яйца, выпущенные частными фарфоровыми фабриками. Так, «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» — одно из крупнейших частных производств в России, основано в 1889 году, существовало до национализации в 1917-м. Входившие в его состав фабрики в Риге, Дулеве, Вербилках, Твери, других городах были основными производителями фарфора разных ценовых категорий для широкого круга покупателей. На выставке можно увидеть изящные фарфоровые пасхальные яйца этих заводов и европейские пасхальные сувениры знаменитой Мейсенской мануфактуры и завода Карла Энса (с 1899 года) — сегодня это одна из самых популярных и ценных марок антикварного фарфора. Украшением экспозиции являются фарфоровые пасхальные яйца работы китайских мастеров. При их изготовлении применялись технологии, отработанные при создании фарфоровых ваз, а также заготовленные для их оформления деколи. Во времена культурной революции в Китае в 1966–1976 гг. большинство подобных изделий было уничтожено, поэтому в наши дни они представляют антикварную ценность. Принято считать, что их изготавливали, ориентируясь на запросы русских, проживающих в Китае.
Выставка из цикла «Частные коллекции» «...Ко Христову дню»: раритеты пасхальной коллекции из «Собрания Спешилова» работает в зале-сейфе Приморской государственной картинной галереи до 14 августа 2022 года.
Нашли ошибку? Сообщите нам!