facts

Как восприняли войну жители Владивостока и что изменилось в городе с началом боевых действий

Владивосток заслуженно носит звание «Город воинской славы». Несмотря на то что Великая Отечественная война географически проходила далеко от нас, она изменила жизнь города. Каждый житель внёс свой вклад в победу.

11 мая 2022 г.

По воспоминаниям ветеранов, 22 июня 1941 года был тёплым погожим днём. Выпускники праздновали окончание школы, горожане занимались бытовыми делами. Разговоры о войне были, но скорого нападения на Советский Союз не ждали. Мальчики и девочки, которым тогда было пять-семь лет, описывают объявление о войне одинаково: взрослые, которые разговаривали о чём-то, вдруг резко замолчали, и дети почувствовали, что случилось что-то очень плохое.

«Это был удивительно солнечный для июньского Владивостока день, погода стояла отличная, воскресенье, что называется, задалось. Накануне десятиклассники по всему СССР отмечали выпускные вечера, горожане отдыхали, гуляли, смеялись… Смех, музыка… И только к вечеру среди всей этой радости вдруг прозвучало слово «война», разделив жизнь на до и после», — вспоминал Александр Санжара, участник Великой Отечественной войны.

«Говорят, что с первого дня войны дальневосточники уходили на фронт. Но это не так, — рассказывает профессор ДВФУ, специалист по истории Дальнего Востока в годы войны Галина Анатольевна Ткачёва. Массовая мобилизация военнообязанных на Дальнем Востоке началась с июля 1941 г., а первые эшелоны ушли на фронт в сентябре 1941 года. Вот тогда и пришла война в наши семьи. В годы войны на военную службу было мобилизовано 517 тыс. дальневосточников, которые остались служить в регионе. На западное направление с Дальнего Востока перебросили значительные боевые подразделения: 16 стрелковых дивизий, 19 авиаполков, 13 артиллерийских бригад, 4 танковые дивизии. Тихоокеанский флот передал на другие флоты и в части Красной Армии более 150 тыс. чел. Переброшенные с Дальнего Востока соединения и части включались в состав войск, принимавших участие в решающих сражениях: под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и в Заполярье, на Днепре и Висле, под Прагой и Белградом, под Кенигсбергом и Веной, в Берлине».

Вскоре после начала войны в городе ввели снабжение продуктами по карточкам. Дальневосточная недельная пайка хлеба отличалась от нормы блокадного Ленинграда, однако город жил несытно. 800 граммов хлеба получал рабочий первой категории, 400 граммов — дети и иждивенцы, а в 1943 году эти нормы были снижены на 100–150 граммов.

Своими воспоминаниями о военном времени делится житель Владивостока Геннадий Ястребов: «Самое яркое и самое неприятное воспоминание из военных лет — постоянное чувство голода. Есть хотелось всегда. Хлеб, который отпускали по карточкам, был самым желанным лакомством. Хлебные карточки чаще всего отоваривал я, приносил домой свежий хлеб, пахнувший просто умопомрачительно. Мама брала его, делила, в обед всем выдавалась совершенно одинаковая порция — ломтик. Ведь хлеб выдавали на неделю! И так — каждый день, до нового похода с карточками в магазин…»

Анна Ободянская, жительница Арсеньева, рассказывает о том, как молодёжь отреагировала на новость о войне и что происходило после: «1941-й, весна, мы уже сдали экзамены — свобода! 22 июня весь день мы своей компанией бродили, а к вечеру пришли на танцплощадку. А там музыки нет, ребята мрачные, хмурые. Я свою сестру старшую увидела, подошла спросить, что такое, а она ответила: «Война!» Хорошо помню, что с полчаса я не могла осмыслить, что же значат ее слова, что это такое: наши города бомбили немцы, и люди погибли, и ребят наших призывают на фронт...

Подружек моих мобилизовали, они служили на флоте в пошивочной, приходили с фронта окровавленные порванные шинели, а девочки приводили их в порядок. Я пошла работать в паровозное депо, потом и меня призвали, собрали нас, 40 девчонок, стали готовить снайперов для фронта».

Ведущий методист Музея им. В.К. Арсеньева Надежда Шатенова рассказала о том, как жил город в военное время: «Мало кто знает, но в районе стадиона «Авангард» существовала лаборатория политехнического института, преподаватели и студенты которого придумали уникальную технологию: из угля Липовецкого разреза производили бензин. Вот в этой лаборатории как раз его и делали, и на этом бензине все военные годы ездило множество техники во Владивостоке. А сделано это было затем, чтобы максимально заменить любое привозное сырьё на местное. Или такой факт: существовали мастерские, в которых чинили перегоревшие электрические лампочки. Для нас это дикость, а тогда любая экономия была крайне важна».

Хотя Владивосток и не стал местом сражений Великой Отечественной войны, жизнь города значительно изменилась: из-за призыва на фронт уменьшилось население, возникли специализированные подразделения для организации питания и помощи солдатам. Несмотря на тяжелый труд, ограничения и потери, местные жители выстояли в борьбе против врага.

Нашли ошибку? Сообщите нам!