12 апреля, как гром среди ясного неба, в сети появилась официальная информация о выходе перезапуска франшизы «Гарри Поттер» в виде сериала от онлайн-кинотеатра HBO Max. Сериал экранизирует все вышедшие книги про волшебный мир Хогвартса и будет длиться в течение 10 лет, за которые мы будем наблюдать взросление учеников этой школы.
Давайте попытаемся ответить на два вопроса: почему ремейк франшизы —это плохо? И каковы плюсы этого решения? Итак, садитесь вместе с нами на поезд «Хогвартс-Экспресс», и добро пожаловать в волшебный мир «Гарри Поттера»!
Большой хронометраж
Главной претензией к старым фильмам было слабое раскрытие того, о чем шла речь в книгах. Целые сюжетные линии, характеры героев, персонажи и их действия были нещадно вырезаны. У многих зрителей после просмотрафильмов с Дэниелом Редклиффом в главной роли имелась куча вопросов, которые были понятны читателям книг.
Например, кто наслал дементоров — мрачных существ, способных высасывать радость и души, на Гарри и его кузена Дадли в пятом фильме? В экранизации об этом не сообщили, но в книге ясно сказано, что это сделаласамая нелюбимая героиня всей поттерианы — профессор Долорес Амбридж, работник Министерства магии, появившаяся в «Ордене Феникса» и на время сменившая Дамблдора на посту директора Хогвартса.
Думаем, всем ясно, что в случае сохранения в фильмах всех сюжетных линий книг продолжительность фильмов была бы такой, что это вредило бы и зрителям (все-таки за раз высидеть столько времени в кресле кинотеатра довольно трудно), и создателям. Ведь потребовалось бы снимать больше сцен, увеличивать бюджет, что могло стать очень затратным в начале XXI века для фильма, на успех которого никто не надеялся.
Именно поэтому идея сериала в семь сезонов, в котором, условно говоря, может быть 10 серий, — это очень хорошо. А если эти серии будут длиться по одному часу или больше, то это уже будет 10 часов только для экранизации «Философского камня». А теперь сравните эту цифру с хронометражем первого фильма. Разница существенная.
Да что тут говорить: видение создателей сериала того, что стоит включать в сценарий, а что нет, может сильно разниться — в сравнении с фильмами, которые выходили в нашем детстве. Если создатели оригинальных фильмов не показали в шестой части подробное прошлое Волан-Де-Морта, главного антагониста всей франшизы, в виде воспоминаний о его отце и матери, то мы сможем это увидеть в сериале. Если нам было абсолютно все равно на любовную линию Гарри и Джинни Уизли (сестры рыжеволосого друга Поттера по имени Рон), то в новой экранизации ее можно показать более подробно и качественнее как с точки зрения выстраивания этой линии в сценарии, так и с точки зрения актерской игры исполнительницы роли Джинни.
Главный исполнительный директор HBO и Max Content Кейси Блойссообщил, что масштаб сериала про Гарри Поттера будет сравним или даже выше, чем у «Игры престолов» и «Дома дракона». Этому мы безусловно верим. Формат сериала намного лучше мог бы раскрыть данную вселенную,чтобы подробнее рассказать о всех тонкостях этого мира и его обитателях.
Джоан Роулинг в качестве исполнительного продюсера
Джоан Роулинг является одним из действующих механизмов успеха фильмов о Гарри Поттере. Она, как создатель этого волшебного мира, прекрасно знала основные его законы и правила. Да, Роулинг не писала сценарий прошлых фильмов, а лишь первоисточник, однако она направляла режиссеров иактеров, объясняя поведение их персонажей. Примером может выступить профессор зельеварения по имени Северус Снейп в исполнении Алана Рикмана — страшный сон всех учеников Хогвартса, всегда одетый в черную мантию. Если бы Роулинг не сказала Рикману, как исполнять эту роль и что будет с его персонажем в седьмой книге, то его исполнение не было бы такой идеальной интерпретацией книжного персонажа. И если говорить о сериале, то польза тут может быть в возвращении к истокам.
Начиная с выхода фильма «Фантастические твари и где они обитают», Роулинг поставили на конкретную должность сценариста. Сначала все было хорошо, но со второй части «Тварей» (в 2018 году) сценарий превратился в подобие «Санта-Барбары» с огромным количеством персонажей, от которых фильм разрывался на части.
Возможно, тут была проблема в решениях студии. Но также среди зрителей существует мнение, что у Джоан Роулинг не получается писать сценарии. Если учитывать второй вариант, то Роулинг в качестве исполнительного продюсера может быть более полезной, чем на должности сценариста. Однако, в любом случае, никто не знает все волшебные тонкости этой франшизы лучше, чем сама Роулинг.
Обновление технической стороны франшизы
Фильм «Гарри Поттер и философский камень» вышел в 2001 году. С того времени уже прошло больше 20 лет. Изменились технологии съемок фильмов: уже не нужен синий или зеленый фон для наложения компьютерной графики, ведь это можно сделать с помощью технологии StageCraft в виде LED-панелей, которые могут транслировать необходимую обстановку. Не нужно строить декорации школы Хогвартс, деревни Хогсмид, куда главные герои любили ходить зимой покупать сладости, да и всех близлежащих локаций. Сериал спокойно можно снимать в павильоне с хорошим уровнем использования компьютерной графики.
Того же тролля, с которым сражались главные герои в школьном туалете в первом фильме, можно сделать более качественным.
Но данный пункт касается только первых двух фильмов, вышедших в 2001 и 2002 годах, причем с натяжкой. Давайте приступим ко второй части нашего анализа и разберем отрицательные стороны перезапуска франшизы о Гарри Поттере.
Короткий промежуток между последним фильмом и выходом сериала из-за нежелания грамотно расширять уже существующий мир
Финал истории о Гарри Поттере с подзаголовком «Дары смерти. Часть 2» вышел в 2011 году. Сериал выйдет как минимум в 2025 году. Какой смысл перезапускать всю вселенную спустя такой небольшой промежуток? Вот если бы прошло 40 лет после выхода финальной главы «Даров смерти», то логика могла бы здесь присутствовать. А когда огромный простор для исследования уже существующего мира и его истории решили просто перечеркнуть, то появляются вопросы к студийным боссам о том, верна ли их стратегия и принесет ли она прибыль и любовь поклонников.
В фильмах почти не уделили внимания ни группе под названием «Мародеры» (в состав которой входило четыре человека, включая отца Гарри), ни основанию школы Хогвартс. Все это можно было бы раскрыть через ответвление от основной истории.
Имело бы больше смысла в расширении уже существующей вселенной, как это сделали с «Игрой престолов» и ее сериалом-приквелом. Причем у экранизаций этих двух франшиз один владелец.
Да, можно сказать, что имеются провальные «Фантастические твари», которые в любом случае расширяют вселенную. Но почему бы не провести работу над ошибками и не сделать более качественный проект? При грамотном подходе сериал про школьные будни Мародеров и Северуса Снейпа как их одногруппника привлечет намного больше внимания, чем «Фантастические твари».
Выше мы говорили, что компьютерная графика первых двух фильмов устарела. И это нормально. Но большая часть фильмов о Гарри Поттеревнешне выглядит все еще хорошо. Их могут посмотреть и подростки, выросшие на масштабных блокбастерах того времени, когда уровень визуальных эффектов фильмов по комиксам Marvel в этом плане еще был высокого качества. Тем более в наше время легко можно отреставрировать старые фильмы, чтобы пустить их в повторный прокат, используя масштабную рекламную кампанию, с бонусом в виде прибыли. Хоть это и перечеркивает смысл нашего третьего аргумента в пользу перезапуска франшизы, но мы разбираем ситуацию со всех сторон.
Опасность современной повестки
Данный пункт — самое главное опасение всех фанатов «Гарри Поттера». Современный мир перевернулся с ног на голову. То, что во время выхода первого фильма было ненормальным, сейчас возводится в идеал.
Большинство фанатов крайне негодовали на Джоан Роулинг по поводу высказываний, что Гермиона никогда не задумывалась как персонаж с белым цветом кожи.
Тут следует отметить, что смена расы того или иного персонажа — не плохо. Привести в пример можно детектива Гордона из нового «Бэтмена» 2022 года с Робертом Паттинсоном в главной роли. Плохо не то, что один персонаж мира Джоан Роулинг, который являлся белым в книге, вдруг стал чернокожим. Проблема может быть в чрезмерном акценте на факте изменения цвета кожи со стороны создателей сериала.
Но смена расы — это не самое страшное, что может случиться в ремейкефраншизы. Самое пугающее будет, если тот или иной персонаж поменяет ориентацию. Вот тут уже серьезно можно ругать авторов. Джоан Роулинг уже проворачивала подобный трюк с директором Хогвартса Дамблдором, чего крайне не хотелось бы видеть в сериале. В любом случае, все мы понимаем, что, если они это сделают, тогда можно будет со смелостью говорить о вреде такого пути для поп-культуры, кинематографа и общества в целом.
Опасность вторичности сериала
Анонс ремейка «Гарри Поттера» сопровождался коротким видеороликом с двумя интересными моментами: музыкой Джона Уильямса, специально написанной для «Философского камня» 2001 года, а также логотипом оригинальных фильмов.
Ругать создателей в этом смысла нет: они смонтировали короткий ролик в сжатые сроки для того, чтобы сделать новость о перезапуске хоть слегка приятной для фанатов серии.
Однако нельзя не учитывать тот момент, что проект может выйти с оглядкой на стилистику фильмов начала века и не будет нести ничего нового, что имело бы пользу для зрителя и киноискусства в целом. В таком случае сериал будет выглядеть как альтернативная реальность, повторяющая декорации, звуковую составляющую, дизайн существ и одежды главных героев.
1. К перезагрузке «Гарри Поттера» планируется привлечь больше цветных актеров. Есть информация, что, скорее всего, Гермиона находится навершине этого списка.
2. Есть информация, что проблемы с возвращением Дэниела Рэдклиффа и Эммы Уотсон к своим ролям возникли из-за нежелания работать с Джоан Роулинг вследствие ее отрицательных высказываний в адрес трансгендеров.
3. Warner Bros. хотели выкупить права на франшизу, но Роулинг назвала некую огромную сумму. Следующим шагом стало решение о перезагрузке. Это должно было стать рычагом давления на Рэдклиффа и Уотсон для их согласия на возвращение к своим ролям. К сожалению, согласия не последовало.
В итоге нельзя сказать точно, что идея перезапуска оригинальных фильмов о Гарри Поттере будет провальной. Существует пример сериала «Одни из нас»— экранизации популярной видеоигры: было немало противоречивых отзывов о идее перенести игру в киноформат. Но, судя по всему, создатели смогли угодить и новым зрителям, и фанатам оригинала. С «Гарри Поттером» ситуация может повториться.
Официальных заявлений об актерском составе пока не последовало, а также мы не имеем ни кадров, ни трейлера. Более того, не вышел сам сериал, поэтому только минимум через два года мы сможем спокойно посмотреть первый сезон и ответить на самый главный вопрос, ради которого и написан этот текст: «Перезапуск «Гарри Поттера»: хорошо это или плохо?».
Нашли ошибку? Сообщите нам!