facts

Мистические полотна

Есть такие картины, которые не задерживаются у своих владельцев: их то и дело перепродают или крадут. Кто-то считает, что виной тому — неудачное стечение обстоятельств, а другие уверены, что дело в негативной энергетике и потустороннем вмешательстве

25 апреля 2023 г.

Иван Крамской, «Русалки» (1871)

На создание «Русалок» Ивана Крамского вдохновила повесть его любимого писателя Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Критики благосклонно приняли произведение, несмотря на то что тема потустороннего считалась среди художников «нехорошей». Над бликами на фигурах девушек пришлось долго колдовать: публике казалось, что в картине заключена частичка луны. На выставке «Русалки» висели рядом с пейзажем А. Саврасова «Грачи прилетели», и однажды ночью он упал со стены.

Вскоре оба полотна приобрел для своей галереи Павел Третьяков, но для творения Крамского все никак не могли найти места, его постоянно перевешивали. Уборщицы боялись заходить в помещение с картиной: им казалось, что из зала с «Русалками» ночью доносилось тихое пение и дул легкий ветерок. Посетители отмечали, что, если долго смотреть на речных обитательниц, накатывает усталость, поговаривали, что девушек они сводила с ума. По совету няни Третьяковых холст повесили в угол, куда не попадали солнечные лучи (ведь русалки — ночные создания). После этого странности и жалобы посетителей прекратились.

Эдвард Мунк, «Крик» (1893 и 1910)

Эдвард Мунк так описывал свое полотно: «Я шел по дороге с двумя друзьями — солнце садилось — вдруг небо стало кроваво-красным — я остановился, чувствуя себя измотанным, и оперся на забор — над сине-черным фьордом и городом была кровь и языки огня — шли мои друзья, и я стоял там, дрожа от беспокойства, — и я чувствовал бесконечный крик, проходящий сквозь природу».

Источниками вдохновения для Мунка были болезни и страх. Недобрая репутация преследует и его произведение: от долгого созерцания картины у одних людей возникала головная боль, других настигали несчастья. Однажды работник музея уронил холст, после чего попал в автокатастрофу. Многие думают, что «Крик» повлиял и на самого художника: он оказался на грани безумия и даже проходил терапию. Картину неоднократно воровали, последний раз — в 2004 году.

Билл Стоунхэм, «Руки сопротивляются ему» (1972)

Билл Стоунхэм создал свою картину «Руки сопротивляются ему» в 1972 году. Люди, которым принадлежало это полотно, рассказывали, что кукла и маленький мальчик на холсте иногда меняли свои позы и местоположение, а порой их обнаруживали даже за пределами картины, например, на стене, где она висела. Согласно пояснению тогдашнего владельца картины, который пытался продать ее через платформу eBay, он надеялся помочь своей маленькой дочери избавиться от мучивших ее страхов, для чего разместил в комнате камеру, реагирующую на движение. Тем самым он рассчитывал показать дочери, что ей нечего бояться. Вместо этого, по его словам, они увидели, как мальчик медленно перемещается в сторону от картины.

Рене Магритт, «Любовники» (1928)

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном полотне мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает.

Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.

Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт все время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Пабло Пикассо, «Голубая комната» (1901)

В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение — портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», — объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.

Сальвадор Дали, «Фигура у окна» (1925)

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Анна Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Анна Мария не смогла простить ему такой эпатаж.

В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Архип Куинджи, «Лунная ночь на Днепре» (1880)

Осенью 1880 года улицы Санкт-Петербурга наводнила беспокойная толпа. Казалось, весь город спешит в одну точку назначения — на выставку алхимика и чародея Архипа Куинджи.

Художник создал прецедент — это была выставка одной картины. Да к тому же демонстрировалось полотно в затемненной комнате при контрастном искусственном освещении. В общем, сплошь новаторство и революция.

Но не это сделало из выставки сенсацию.

Краски, можно сказать, буквально светились. Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени. В первую очередь он считался гениальным колористом. Некоторые утверждали, что он связан с нечистой силой. Другие — что краски ему готовит его друг Д. Менделеев. Третьи обвиняли его в скрытной подсветке картин, которая с годами должна исчезнуть. На выставке многие зрители пытались заглянуть за раму: может, там спрятана лампочка? Но некоторые критики опасались, что этот состав красок начнет со временем угасать. Да еще и владелец картины, великий князь Константин, додумался взять ее с собой в кругосветное путешествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку? Сообщите нам!