facts

Невероятные женщины: художницы в тени

На протяжении всей истории искусства женщины получали не так много признания за свои работы, как мужчины. Неважно, о какой сфере идет речь: в тени оставались и писательницы, и художницы, и музыкантки. Чаще всего их таланты скрывались в тени своих более знаменитых партнеров, которые называли спутниц музами, но не считали их работы серьезными.
Речь пойдет о четырех женщинах, о которых никто не слышал из-за известности их мужей и любовников

25 апреля 2023 г.

Имя Юдит Лейстер стоит первым в этом ряду.

Её картины, которые в прошлом выдавались за работы Франса Хальса, сейчас приносят на аукционах миллионы. Талантливо выполненные натюрморты, портреты и жанровые сцены, полные легкости, эмоций и ярких красок, стали жемчужинами коллекций таких музеев, как Лувр в Париже, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Национальная галерея в Лондоне, Рейксмюсеум в Амстердаме и Маурицхёйс в Гааге.

К сожалению, персональная карьера Юдит Лейстер закончилась с замужеством. В июне 1636 года она вышла за Яна Минсе Моленара — вероятно, ученика Франца Хальса, плодовитого художника и члена Харлемской гильдии святого Луки. В том же году пара переехала в Амстердам, где прожила до 1648-го. У супругов было пятеро детей — три сына и две дочери, но лишь двое дожили до зрелого возраста.

Похоже, что с появлением семьи и детей Юдит погрузилась в домашние заботы и прекратила самостоятельно писать картины. Но не исключено, что она работала вместе с мужем в мастерской, которая была обустроена в их доме. Они не только успешно продавали собственные работы, но и торговали картинами других мастеров.

После смерти в 1660 году в возрасте 50 лет Лейстер практически исчезла из истории искусства. Её картины либо остались без атрибуции, либо были приписаны Моленару или Хальсу. Отличительную монограмму со звёздочкой скрывали под фальшивыми подписями других художников. Возвращение наследия Юдит Лейстер из небытия началось в 1893 году. Именно тогда в Лувре на картине «Пирующая пара» была обнаружена её монограмма «JL*», скрытая под сфабрикованной подписью Хальса. Неизвестно, когда была добавлена фальшивая подпись, но тогдашний владелец полотна барон Шлихтинг начал судебную тяжбу с фирмой, продавшей ему «поддельного Хальса». Та, в свою очередь, подала иск на арт-дилера, у которого приобрела работу. Никто не радовался тому, что обнаружен другой художник, способный сравниться с Хальсом в лучших его проявлениях. В 1893 году Корнелис Хофстеде де Гроот опубликовал первую статью о Лейстер. Он приписал ей семь картин, шесть из которых были помечены монограммой «JL*». С тех пор искусствоведы часто называли её подражательницей или последовательницей Хальса, критикуя «слабую женскую руку». Это отношение начало меняться в конце XX века.

Маргарет Д.Х. Кин — современная американская художница. Получила известность как автор изображений беспризорных детей с большими глазами.

Маргарет Кин родилась в Нэшвилле, США. Получила образование в Художественном институте Уоткинса в Нэшвилле и в Школе дизайна в Нью-Йорке. Первая масляная картина Кин, на которой изображены две маленькие девочки, одна из которых плачет, а вторая смеется, была написана, когда ей было десять лет.

Картины Кин узнаваемы за счёт чрезмерно больших, черных глаз у героев ее работ. Она разработала свой стиль («Глаза Кин»), когда начала рисовать детей. «У детей большие глаза. Когда я делаю портрет, глаза — самая выразительная часть лица, и они становятся все больше, больше и больше». Кин отмечала, что большое влияние на ее женские образы, созданные после 1959 года, оказал Амедео Модильяни.

В 60-е годы Кин стала одним из самых популярных и успешных художников своего времени. Энди Уорхол сказал о ней: «Я думаю, она потрясающая. Она должна быть таковой». Все это время ее работы продавались под именем ее мужа Уолтера Кина, который забирал всю прибыль, аргументируя это тем, что покупатели платят больше, если могут встретиться непосредственно с автором работ, а сама Маргарет переговоры вести не в состоянии. В 1970 году Кин призналась на радио, что именно она является истинным автором картин, а не ее бывший муж Уолтер Кин. В 1986 в федеральном суде состоялся процесс между Маргарет и Уолтером за авторское право на картины Кин. Судья приказал им обоим нарисовать по картине в зале суда, дабы установить истину. Маргарет закончила картину первой за 53 минуты, Уолтер не смог нарисовать ничего. После трехнедельного слушания жюри присяжных присудило Маргарет Кин 4 миллиона долларов за моральный ущерб. Ее работы после переезда на Гавайи и вступления в Свидетели Иеговы приобрели более светлую стилистику. Множество галерей рекламируют ее работы как «слезы счастья», «слезы радости». В 2014 году вышел фильм Тима Бёртона «Большие глаза», в основу которого легла биография Маргарет Кин.

Удивительная художница импрессионизма Мари Бракемон (1840 —1916), которая могла бы оставить более значительное художественное наследие, если бы не брак с ревнивым конкурентом.

Мари Бракемон принадлежала к рабочему классу, поэтому была самоучкой. Краски для своей первой картины ей пришлось сделать из собранных в саду цветов. Друг семьи был впечатлён талантом девочки и подарил ей набор акварелей. Так начался ее творческий путь.

В подростковом возрасте Мари начала заниматься живописью под руководством старого художника, который реставрировал картины. После того как ее картина была принята в Салон в 1857 году, на ее работы обратили внимание и она была представлена Энгру, у которого она переняла его дисциплинированную манеру письма. Но в его студии она пробыла недолго — мастер сомневался, что женщинам хватит мужества и настойчивости для овладения живописью. Он хотел наложить ограничения. Художник поручал женщинам только написание натюрмортов, портретов и жанровых сцен... А Мари хотелось не рисовать какие-то цветы, а выражать свои чувства в живописи. В 1869 году Мари вышла замуж за Феликса Бракемона, известного гравера и друга импрессионистов. Через Феликса Мари познакомилась с Гогеном, Моне и Дега — и стала соавтором молодого движения. По мере того как росло ее мастерство и узнаваемость, росли ревность и гнев ее мужа. В 1870 году у Мари и Феликса родился сын Пьер, которого мать научила рисовать. В своей неопубликованной рукописи Пьер рассказал, как отец критиковал работы Мари, скрывал ее картины от гостей и запрещал ей показывать свои работы на выставках. В 1890 году, измученная слабым здоровьем и борьбой с мужем, Мари отказалась от живописи. Впоследствии она написала лишь несколько акварелей, но все равно оставалась защитницей идеалов импрессионизма. Вот что она ответила на одну из тирад Феликса:

«Импрессионисты изобрели... не только новый, но и очень полезный способ смотреть на вещи. Это как если бы вдруг открылось окно и... потоками ворвался солнечный свет и свежий воздух».

Дора Маар, хотя и была талантливой художницей и фотографом, но ее имя чаще всего связывают с Пабло Пикассо. Но еще до их знакомства в 1935 году Маар уже была известна своими фотоработам.

Пикассо был на 26 лет старше ее. Маар, возможно, стала самой влиятельной музой художника. На 8 лет их жизни тесно переплелись.

Именно она запечатлела Пикассо в работе над знаменитой «Герникой». Есть мнение, что на «Гернике» изображена Маар, но сама она утверждала, что никогда не позировала для Пикассо. Однако подтвердила, что он использовал для картины некоторые черты ее лица.

Маар была самой интеллигентной из всех муз Пикассо, говорила по-испански, они могли по-настоящему беседовать. Она была красива, но Пикассо в ней привлекала искра драматизма и, главное, ум. Если вы увидите хотя бы одну работу Доры, вы всегда в будущем узнаете ее фото. Они всегда несут глубокий смысл и оставляют сильное впечатление. На некоторых много теней, и в них ощущается обреченность, но есть и чрезвычайно смешные фото.

Фэшн-фотография была лишь частью ее творчества. В Барселоне она сфотографировала голодающих людей. Она занималась авангардом и экспериментировала. Ей был интересен сюрреализм. Тогда женщине было очень сложно войти в круг сюрреалистов. То, что сегодня делается за 5 минут в графическом редакторе, 90 лет назад отнимало время и было неслыханно смело. Маар умела удивлять заказчика, привнося в проекты бунтарский дух сюрреализма. На ее рекламных фото корабли плыли по морю из длинных женских волос, а из флаконов с маслом выливались длинные волнистые локоны. В начале 1930-х это было сногсшибательно. Фото Доры были в крупных французских журналах об искусстве и эротических рецензиях. Это позволяло ей зарабатывать. Значительная часть ее творчества не была востребована, потому что ее воспринимали в контексте отношений с Пикассо. Умерла она в 90 лет.

 

 

 

 

Нашли ошибку? Сообщите нам!