facts

Феминистская икона: влияние Йоко Оно на современное искусство

Инновационная, эксцентричная, талантливая, вдохновляющая, авангардная, революционная и многогранная — так обычно описывают Йоко Оно.

Эта известная японская художница, музыкант и активистка оказала значительное влияние на современное искусство своим экспериментальным подходом к звуку, искусству концептуальному и инсталляционному, что вдохновило целое поколение художников и музыкантов. Ее работа в области пластики, перформанса и звука стала образцом для новых направлений в музыке, изобразительном искусстве и сценическом исполнительстве.

Йоко Оно стала символом борьбы за равные права и свободу самовыражения целых поколений женщин по всему миру. Ее творчество и общественная деятельность привлекли внимание к вопросам гендерного равенства и эмансипации, стимулировавшие феминистское движение. Ее отношения с Джоном Ленноном также отражают идеалы равенства и партнерства в отношениях.

19 февраля 2024 г.

В это трудно поверить, но 18 февраля легенде исполнится уже 91 год. Сейчас Йоко Оно редко показывается на публике. Художница переехала из квартиры в фешенебельном жилом доме “Дакота” (Нью-Йорк), где прожила 50 лет, в загородный дом, который они когда-то купили с Джоном Ленноном. Трудности со здоровьем заставляют ее частично передвигаться на коляске, но Оно периодически выкладывает в социальных сетях фотографии с пеших прогулок, которые совершает для преодоления депрессивных эпизодов.

«Меня многому научила эта болезнь», — сказала она в 2017 году на церемонии Национальной Ассоциации Музыкальных Издателей (NMPA), получая нагруду Centennial Song, присужденную Джону Леннону. — «Я рада, что прошла через это». Никому, кроме близких, точно неизвестно, о какой болезни идет речь, но некоторые источники утверждают, что госпожа Йоко нуждается в круглосуточном присутствии медика в доме.

Йоко Оно родилась в 1933 году в Токио в очень обеспеченной семье из высшего японского общества. Ее отец, Эйсуке Оно, был банкиром и классическим пианистом, а также потомком японского императора, который правил в IX веке. Мать, Исоко Оно, происходила из рода Ясуда. Прадед Исоко, Дзэндзиро Ясуда, разбогател на обмене бумажных денег на золото и основал финансовый конгломерат, который входил в четверку крупнейших дзайбацу императорской Японии.

Детство будущей легенды пришлось на Вторую Мировую войну. Из-за тяжелой болезни бомбардировку Токио 10 марта 1945 года маленькая Йоко пережила в своей постели, когда вся семья спустилась в убежище. Дом Оно находился неподалеку от Императорского дворца, в относительной безопасности, потому что американцы целились в промышленные предприятия на окраинах, но из окна ее комнаты было хорошо видно, как ярко и страшно полыхает город.

Мать Йоко опасалась, что воздушные налеты будут повторяться, и перевезла детей за город. Там они и другие люди, в спешке покинувшие Токио, столкнулись с новой проблемой: еды на всех не хватало.

Игра воображения и фантазия были единственным способом, позволяющим Йоко Оно справиться с невзгодами. Она начала создавать свои первые художественные работы, используя всё, что было под рукой — от обычных предметов до звуков и движений. Ее детское воображение и творческий подход к жизни стали основой для ее будущей работы в области концептуального искусства.

Чтобы как-то скрасить дни, которые, казалось, тянулись бесконечно и притупить мучительное чувство голода, Йоко и ее младший брат предавались фантазиям. Художница вспоминает, как она расспрашивала брата о том, что он бы хотел съесть прямо сейчас, и просила представить себе желанное блюдо во всех красках и деталях. Эти моменты в каком-то смысле были первым случаем, когда она сознательно использовала силу искусства.

Детство Йоко Оно оставило неизгладимый след в ее жизни и творчестве. Ее работы и активистская деятельность стали продолжением ее детской мечты о мире, свободе и справедливости. Йоко Оно — яркий пример того, как опыт, полученный в ранние годы жизни, может сформировать и вдохновить на творческую деятельность, а также на борьбу за свои убеждения.

Она ходила в престижную школу с двумя сыновьями императора Хирохито (в том числе с будущим императором Акихито). Обучение девочек и мальчиков было раздельным, но к Йоко приходил наследный принц Йоши, и Оно посещала его, открыто игнорируя установленные правила.

В начале 50-х семья Оно переехала в Нью-Йорк, и девушка пошла в престижный женский колледж Сары Лоренс (который впоследствии бросила), где заинтересовалась музыкой. Она вышла замуж за выпускника Джульярдской школы Тоши Ичиянаги и переехала на Манхэттен.

Ее вдохновляли Франц Кафка, Ван Гог и Арнольд Шенберг. Йоко и ее друг, американский авангардный композитор Ла Монте Янг, сняли лофт на Чамбер Стрит в районе нижнего Манхэттена, где устраивали культовые культурные мероприятия. Йоко вспоминает, что тогда в Нью-Йорке было много людей, сочинявших музыку, но места, где бы они могли презентовать свои работы, не существовало, и ей захотелось такое место создать. В те дни многие люди искусства снимали именно дешевые лофты для своих мастерских.

Стояла зима, а в лофте на Чамбер Стрит не было даже электричества, и друзьям пришлось даже принести туда огромный обогреватель. На Чамбер Стрит приезжали пионер в области нестандартного использования музыкальных инструментов Джон Кейдж, пианист Давид Тюдор, галеристка Пегги Гугенхайм, художник-авангардист Макс Эрнст и другие артисты, которые позднее прогремели на весь мир.

Тогда Йоко работала официанткой, менеджером апартаментов и учительницей музыки в государственных школах Нью-Йорка. Она не брала деньги у родителей и отстаивала свою независимость. Мысли, что ее искусство не получает заслуженного внимания, и непонимание, куда двигаться дальше и как справиться с погружением в пучину негативных эмоций, заставили девушку после развода с Ичиянаги в 1962 году вернуться в Японию. Йоко страдала от клинической депрессии, и родственники отправили ее в клинику, надеясь, что девушке там станет лучше.

В клинике ее посещал джазовый музыкант Энтони Кокс, который сумел положительно повлиять на состояние Йоко. Она вышла за него замуж, и в 1963 году на свет появилась их дочь Кеко.

В 1964 году Йоко Оно снова вернулась в Нью-Йорк. Там она придумала провокационный концепт короткометражного фильма Bottoms («Задницы»), куда вошли кадры близкого изображения обнаженных ягодиц 365 друзей и знакомых, которые на это согласились. Йоко провела «рекламную» акцию в поддержку фильма, привязав себя к бронзовому льву на Трафальгарской площади в Лондоне.

В начале своей карьеры девушка привлекла внимание своими экспериментальными работами в области искусства и музыки, а затем стала активной фигурой в сопротивлении против войны во Вьетнаме. Ее работы, включая  Cut Piece и песню Woman is the Nigger of the World, являлись яркими проявлениями феминистской тематики и поднимали важные социальные проблемы.

Cut Piece (или «Отрежь кусок») — это перформанс, созданный и впервые исполненный Йоко Оно в 1964 году. Он стал одной из самых известных и влиятельных ее работ и олицетворяет основные идеи творчества Оно. Суть Cut Piece заключалась в том, что Йоко сидела неподвижно перед аудиторией, предлагая зрителям ножницами отрезать любой кусочек ее красивого платья. Она тем самым заставляла публику принимать решения и контролировать художественный процесс, тем самым вовлекаясь в активную роль в создании и интерпретации произведения. Такой смены ролей до Йоко Оно не допускал еще никто.

Cut Piece вызывает множество эмоций и ассоциаций, включая темы связанные с уязвимостью, присутствием, границами личной интимности и чувством потери контроля. Это произведение также может рассматриваться как комментарий к роли женщины в обществе, ее эксплуатации и обнажении перед взглядами окружающих. Cut Piece стал символом феминистского искусства и вызвал широкий диапазон реакций публики. Этот перформанс продолжает влиять на современное искусство и остается актуальным в контексте обсуждения вопросов личной свободы, интимности и автономии.

Йоко Оно создала Cut Piece в качестве проявления своего художественного взгляда на мир и в качестве протеста против стереотипов и ограничений, связанных с полом. Этот перформанс подчеркивает ее стремление к разрушению предрассудков и утверждению права на свободу и самовыражение. Йоко Оно внесла значительный вклад в поддержку прав женщин и борьбу за их равные возможности. Она использовала свою известность и авторитет, чтобы говорить о несправедливости, с которой женщины сталкиваются в обществе, и призывала к действиям по изменению положения дел.

В 1966-м Лондоне на ее персональной выставке они познакомились с Джоном Ленноном, ее третьим и последним мужем. К нему женщина ушла от Энтони Кокса. Кокс получил опеку над дочерью и похитил Кеко в 1971, вступив в христианскую секту, и сменил девочке имя на Розмари. Йоко не видела девочку 27 лет, они нашли друг друга только в 1998. У пары Оно-Леннон в 1975 году родился сын, Шон Леннон. Его крестным отцом стал Элтон Джон, он рос в артистической обстановке, и стал певцом, музыкантом и композитором.

Йоко Оно вместе с Ленноном смогли создать нечто удивительное: слияние двух совершенно разных художественных подходов, представив инновационные работы, такие как их недельный мирный постельный протест Bed-In, который стал символом мира, любви и равенства. Сейчас бы сказали, что они удачно использовали инфоповод, когда во время медового месяца в 1969 году позвали в свой номер в амстердамском «Хилтоне» журналистов. Вместо воркующих голубков фотографы запечатлели акцию против войны во Вьетнаме, длившейся к тому моменту уже 14 лет.

Их сотрудничество проявилось в музыкальных проектах, таких как альбом Double Fantasy, авторами которого стали и Йоко Оно, и Джон Леннон. Этот альбом принес им «Грэмми» и показал слушателям новую, более экспериментальную сторону музыки и музыкальных исполнений.

Хотя смерть Джона Леннона от руки фаната в 1980 была огромной трагедией для мира, Йоко продолжила свою творческую и активистскую деятельность, оказывая влияние на современное искусство и ведя борьбу за социальные изменения. Она уделяла много внимания сохранению и продвижению наследия мужа, и когда их сын повзрослел, то присоединился к ней в этой деятельности.

Ее экспериментальные звуковые композиции и перформансы считаются новаторскими и вдохновляющими, расширяя границы музыкального искусства. Ее альбомы Yoko Ono/Plastic Ono Band и Fly стали культовыми для ценителей авангардной музыки, а совместные проекты с Джоном Ленноном принесли ей мировую известность. В работах в области живописи и скульптуры Йоко Оно выражает уникальный взгляд на мир через абстрактные и концептуальные формы. Ее инсталляции и работы с использованием природных материалов признаны важными вкладами в искусство концептуальной живописи и современной скульптуры.

Эксперты часто отмечают, что творчество Йоко Оно неизбежно вызывает споры и дискуссии из-за своей провокационности и непредсказуемости. Но именно смелость экспериментировать и бросать вызов устоявшимся нормам двигает и жизнь, и искусство вперед.

текст: Усова Оксана

Нашли ошибку? Сообщите нам!