fashion

Загадочный Мартин Маржела

Не так давно отметил день рождения один из самых загадочных дизайнеров современности Мартин Маржела. Вокруг его бренда ходит немало слухов, мифов и загадок.

В связи с этим предлагаем узнать несколько интересных фактов о его личности и бренде.

20 ноября 2022 г.

Первое по значимости во всем, что касается деятельности Мартина Маржелы, — его желание оставаться в стороне от любой публичности. Он не фотографировался, не давал интервью, не выходил на поклон в финале показа, не ставил свое имя на ярлычке одежды — словом, всегда и во всем старался остаться анонимом.

Когда в 2001 году Энни Лейбовиц решила снять для американского Vogue портрет Мартина Маржелы, на фото оказалась вся команда бренда — и пустой стул для его главы. За таким подчеркнутым желанием остаться в буквальном смысле за кадром Маржела имел очень простое соображение: то, что он делает, — его продукт, его вещи важнее его персоны.

 

 

Как Маржела «обезличивал» себя в процессе создания одежды, так же он поступал и с моделями на показах. Причем буквально: лица затягивали сплошными масками, закрывали волосами, красили черной краской, создавая аналог черного прямоугольника, скрывающего глаза на судебных фотографиях. По замыслу автора, публика должна была смотреть на одежду, а не на тех, кто ее демонстрирует.

Вопреки сложившемуся мнению о его скрытности и любви к абсолютной анонимности он ходил по подиуму в качестве модели. После окончания Королевской академии изящных искусств в Антверпене Мартин Маржела в течение нескольких лет работал в Jean Paul Gaultier. В 1986-м во время показа коллекции, посвященной русскому конструктивизму, дизайнер-наставник решил вывести из тени своих сотрудников — сделать их моделями. Мартин не стал исключением и тоже прошелся по подиуму с лукавой ухмылкой.

 

 

Для самого первого своего шоу (осень/зима–1989) Мартин Маржела изобрел самый, пожалуй, дешевый способ создания пригласительных билетов на показ. Он подал объявление в бесплатную газету типа «Из рук в руки», в котором указал дату, время и место показа, после чего члены команды дизайнера собрали сотни вышедших газет, обвели красным маркером нужные объявления и разослали их прессе и байерам.

 

 

Деконструкция — это главный прием, который ассоциируется с одеждой Maison Martin Margiela. Нельзя сказать, что Маржела изобрел деконструкцию. Были дизайнеры, которые работали с ней и раньше, но он вывел ее на новый уровень и фактически построил вокруг нее весь свой бренд. Дизайнер перешивал готовые вещи, выворачивал пиджаки наизнанку, шил юбки из брюк и брюки из рубашек, делал платье для красной дорожки из подкладки платья для красной дорожки. Апогеем мастерства деконструкции от Маржелы можно, пожалуй, считать инструкцию, которую он опубликовал в журнале A Magazine, номер которого курировал: в ней предлагается сшить джемпер из 8 пар носков.

 

 

Бирки на своих вещах он использовал чисто белые, без каких-либо опознавательных знаков. В фильме «Маржела: Своими словами» история знаменитых белых стежков на спине рассказана от первого лица. Маржеле просто-напросто не нравилось, когда люди в модных магазинах сначала смотрели на ярлык и только потом восхищались вещью. В конце 1980-х, когда мир захватила логомания, он, наоборот, использовал вместо логотипа пустой белый лейбл, пришитый четырьмя белыми стежками.

 

 

Маржела обожал работать с любыми подручными средствами — нередко это были строительные материалы. А изолента, армированный или прозрачный скотч были у дизайнера в числе любимых. Он украшал ими обувь, заменял пояса, а однажды и вовсе выпустил «босоножки», состоящие из подошвы на каблуке и мотка клейкой ленты, — набор «собери сам»: подошву попросту нужно было примотать скотчем к ноге.

 

 

Сегодня ярлык вещей Maison Margiela уже не чисто белый, хотя на нем по-прежнему нет названия бренда. Зато есть ряды чисел, одно из которых обведено кружком — на первый взгляд абсолютно случайным образом. На самом деле число соответствует линии продукции, а вот сама привязка уже логике не поддается: 0 — это кутюрная линия Artisanal, 1 и 4 — два обозначения для разных частей женской линии, 8 — очки, 12 — украшения, а 22 — обувь. Есть и другие, но точно не все 23: например, номеров с 15 по 21 вовсе не существует. Возможно, это оставили на будущее.

 

 

текст: Алина Андреева

Нашли ошибку? Сообщите нам!