facts

Алексей Баженов. Креативная экономика России: как доверие и инновации формируют будущее бизнеса

В Москве прошли презентации региональных стратегий развития креативной экономики до 2030 года. Как и зачем?

27 декабря 2024 г.

Управленческие культуры — одна из главных проблем, в которую упираются все благие пожелания строителей многополярного мира в России. Иерархические культуры миру не нужны, ему нужны эффективные экономики и взаимное развитие. Если в регионе руководитель боится показать свою некомпетентность или пишет слово «Начальник» с большой буквы, то в цифровую эпоху на международную интеграцию это не сработает.

Карт-бланш на решение этой проблемы выдан первыми лицами команде Екатерины Черкес-Заде, создавшей на базе Агентства стратегических инициатив (АСИ) дивизион — теперь уже не просто центр — развития креативной экономики.

Управленческая команда подразделения собрана из Британской высшей школы дизайна и Universal University — это один из ведущих креативных вузов плюс стартаперы и ведущие менеджеры, работавшие в креативном бизнесе. Доверия команде дано много — десятки поручений президента.

Согласно институциональной экономике, реформы в больших сообществах возможны в двух случаях — когда жесточайший кризис и когда большой объем доверия. Команде Universal University удалось получить достаточный объем доверия от бизнеса. Как коллеги предлагают работать с регионами?

 

АСИ — это не иерархическая, а горизонтальная структура (это хорошо!), но форма отчетности там в виде презентаций. В презентациях, конечно же, всегда происходит бурный рост креативной экономики регионов.

Чтобы избежать таких субъективностей, есть два способа. Во-первых, законы и стандарты. Хорошие законы — это «лучшие практики», а стандарты — механизмы их масштабирования. Второй способ — это кооперация с предпринимательским сообществом: нам нужно зарабатывать и увеличивать оборот креативных индустрий до 6% ВВП.

Для кооперации с предпринимательством создаются региональные экспертные группы (РЭГ) и рекомендуется «стандарт развития» — дорожные карты запуска креативной экономики. Дорожные карты нельзя спустить сверху — их нужно самим разработать вместе с предпринимательским сообществом. На защите таких дорожных карт я и побывал.

Удачно, что дорожные карты защищал сначала руководитель РЭГ (предприниматель), а потом представители регионального Правительства. Эта практика призвана показать, что задача — развивать предпринимателей, а не только рейтинг губернаторов.

Каждый регион проводит самоисследование — своими силами или руками аналитиков, которые запускают соучаствующее проектирование. По итогам пишутся сегодняшние цифры и ставится цель развития креативных индустрий до 6% от ВВП через 5 лет.

Постиндустриальная экономика внимания у нас не особо описана в документах, а отраслью «креативные индустрии» считать пока не научились. Почти каждый выступающий понимал, что цифры можно написать любые.

Понятие «креативные индустрии», может быть, даже неправильное. В этом смысле очень хорошо, что Айсен Николаев, глава передовой в креативе Якутии, работает больше с понятием «креативная интенсивность». Именно креативная интенсивность любого бизнеса — от авиаперевозок до производства продуктов питания — это драйвер развития в современном гибридном мире, где экранное время у людей — 8 часов в день. Правильные слова, как учил Конфуций, должны стоять впереди реформ, иначе дела будут тоже неправильными.

 

Итак, основные выводы:

1) Приехали высокопоставленные представители регионального Правительства (министры экономики, а Якутию представлял глава), то есть программа в целом важна, мандат услышан, какие-то изменения будут.

2) Стиль презентаций бюрократический, значит, интеграции с креативными силами пока не произошло.

3) Методика подсчетов только создается, а о результатах нужно отчитаться уже сейчас.

Поэтому предпринимателям и обществу стоит воспринимать мероприятие, презентации и саму программу пока только через кредит доверия, а не смотреть на реальные результаты. Реальные результаты — это продажи на Lamoda, Poison Drop, Trend Island. То есть бизнес. Такое могут показать разве что Екатеринбург (40 из 160 марок в Trend Island — оттуда) и Якутия (новая волна якутского креатива стала российским феноменом).

4) Речь снова зашла об экспорте. Но единственная возможная сейчас экспортная политика — это рост взаимного товарооборота, а не завоевание рынков.

Технико-экономический блок на 500 млн человек, который нам необходим, может быть построен только на принципах децентрализации и взаимного обмена: петербургские дизайнеры продаются в Дубае, арабские — в Петербурге. Чем скорее мы изменим риторику, тем быстрее получим результат.

5) На нескольких презентациях министры экономики говорили о партнерских цепочках в креативных индустриях. Это очень хорошо, лучше, чем слово «инфраструктура». У нас привычно развивают инфраструктуру, например, строят кластеры. Но кластер — это инвестиция не только в кросс-опыление, когда дизайнер может встретить музыканта в столовой и выпустить мерч. Цель кластера — сэкономить 20 лет в развитии региона. А сделать это можно только за счет сборки партнерских цепочек — в индустрии моды это связь производств, ритейла, региональных марок и индустрии влияния. Проект: Модный кластер Альянса. Помощником в этом деле является четвертая промышленная революция и радикальный сдвиг технологий. Кардинальная смена парадигмы в производстве и потреблении одежды и вызовы и возможности для текстильной индустрии России.

6) Напоследок об экономике. Якутия поставила себе целью вырастить 30 брендов объемом 100 млн и 3 бренда объемом 1 млрд рублей в год. В каждом таком бренде должны работать около 40 человек — это 1,5 тыс. специалистов, которых нужно подготовить локальным институтам культуры и удержать в регионе. Это меняет парадигму работы всего образования, которое должно обучать, трудоустраивать, отслеживать траектории выпускников и быть кадровым агентством.

Итак, хорошо, что такое происходит. Несмотря на сложности и странности, дивизион развития креативной экономики АСИ — это одна из самых перспективных управленческих команд в 2024 году. Кредит доверия от Альянса и Института развития индустрии моды Beinopen коллеги получили. Будем следить, что будет в 2025-м.

Алексей Баженов,

основатель Института развития индустрии моды Beinopen,

лидер проекта «Реинжиниринг системы моды» Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ

Нашли ошибку? Сообщите нам!