facts

Бизнес-образование и встреча с реальностью

Ярослав Павлов — ректор ИМИСП, преподаватель, Санкт-Петербург, ректор бизнес-школы ИМИСП, собственник ИТ-компании, эксперт по стратегии и трендвотчингу, фасилитатор, OKR Certified Master. Действующий преподаватель на программах ЕМВА в России и за рубежом.

Вы слышали утверждение о том, что бизнес-школы — это реликт прошлого, а МВА — бесполезный и устаревший формат обучения? Зачем платить за то, что можно найти в интернете, прочитать в книгах? Зачем напрягаться 1,5 года на МВА, если можно понять эту жизнь на вебинарах инфобиз-гуру? Но давайте рассмотрим факты. Во-первых, бизнес-образование предоставляет системный взгляд на бизнес, сформировать который, изучая разрозненные материалы, почти невозможно. Во-вторых, на хороших программах учат переносить теоретические конструкции на практику, адаптировать их под свой бизнес и относится к любым инструментам критически. И, наконец, в хорошей бизнес-школе можно сформировать качественную сеть профессиональных связей, которую сложно создать в любых других условиях.

Согласен, среди многочисленных программ найдутся устаревшие. Если бизнес-школа не использует современные подходы и не интегрирует в обучение передовые инструменты, ее программа может стать архаичной. Но это лишь подтверждает важность выбора правильного учебного заведения. Поэтому в первой части статьи мы рассмотрим, что в управлении самой школой позволяет делать обучение качественным, а во второй части — какие навыки сегодня наиболее актуальны для руководителя.

18 октября 2023 г.

Что такое бизнес-образование и какие программы бывают

Бизнес-образование — специализированный вид обучения, цель которого — повысить компетенции руководителей для управления организации на разных уровнях, дать понимание механизмов работы системы бизнеса, стратегического планирования и лидерства. Сущностью такого образования является передача знаний и навыков, необходимых для успешного ведения бизнеса и управления командами, позволяющих систематизировать имеющийся опыт слушателя и выборочно применять полученные знания на практике.

В разных карьерных ситуациях у руководителей различаются задачи, которые необходимо решить с помощью бизнес-образования, это предопределяет наличие разного типа программ. По типам программ бизнес-образование можно поделить на краткосрочные специализированные курсы, среднесрочные комплексные программы, программы международного стандарта (МВА, EMBA и DBA). Каждая из них предназначена для различных категорий слушателей. Так, начинающие предприниматели и руководители могут выбрать среднесрочную комплексную программу (в ИМИСП для них существует Менеджмент.Старт! и Мастер менеджмента); руководители среднего звена, стремящиеся перейти на уровень топ-менеджеров, — программу МВА; действующие топ-менеджеры и владельцы бизнеса — программы уровня Executive МВА, а те, кто стремиться создавать собственные управленческие инструменты и распространять свою экспертность, — программы DBA. Под точечные задачи отлично подходят краткосрочные специализированные программы, позволяющие повысить собственную компетентность в отдельном направлении.

В целом бизнес-образование возникло в ответ на растущую потребность рынка в квалифицированных управленческих кадрах, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. В нашей стране это произошло в начале 1990-х и тогда основывалось исключительно на западных наработках и стандартах. В 2023 году в России бизнес-образование становится еще более актуальным, поскольку бизнес сталкивается с новыми вызовами: цифровизацией, глобализацией и социокультурными изменениями. Но сейчас оно не только опирается на лучшие мировые практики, но и имеет собственные важные наработки, приближающие обучение к российской действительности и актуальным задачам, стоящим перед экономикой России.

Важно понимать, что бизнес-образование не стоит на месте. Программы постоянно совершенствуются, реагируя на потребности рынка, и включают в себя новые подходы и методики, что делает обучение еще более ценным для тех, кто стремится к вершинам в мире бизнеса. Об этом говорится достаточно много, поэтому в данной статье хочется приоткрыть внутреннюю кухню и показать, что хорошая бизнес-школа не может быть сапожником без сапог. Для создания качественных программ руководителям бизнес-образования необходимо самим применять передовые инструменты.

Как мы делаем продукт, полезный для клиента

Для сохранения актуальности бизнес-образования образовательным учреждениям необходимо применять современные подходы в управлении. Те, кто не делает этого, обречены на то, чтобы создавать бесполезные для бизнеса программы. Бизнес-школа ИМИСП, основанная в 1989 году, в очередной раз провела серьезную модернизацию собственной системы, чтобы предоставлять бизнесу актуальные программы и сервисы. В сентябре 2023 года ИМИСП в третий раз подряд разделила первое место с еще несколькими ведущими бизнес-школами в независимом национальном рейтинге МВА. Последние три года, благодаря применению передовых концепций, школа демонстрирует не только высокие места в рейтингах, но и ежегодный прирост доходов на уровне 20–30 % в условиях стагнирующего рынка. При этом ИМИСП — это полностью частная бизнес-школа, не имеющая государственного финансирования или крупных спонсоров. Разберем, какие инструменты позволили показывать такие показатели в столь непростых условиях.

 

Экосистемный подход к стратегии

Этот подход акцентирует внимание на системных связях между различными элементами обучающей организации. В ИМИСП активно используют интеграцию с бизнес-сообществом, создавая экосистему для взаимодействия слушателей, преподавателей, бизнеса и других бизнес-школ. Примерами экосистемных решений служат бизнес-клуб ИМИСП (единственные бизнес-клуб при бизнес-школе), программа амбассадоров, программы и сервисы, расширяющие стандартное обучение (индивидуальные учебные треки, экспресс-консалтинг, упомянутый ранее бизнес-клуб, разработка корпоративных программ и корпоративный университет на аутсорсинге). Кроме того, внутри этой системы идет непрерывная жизнь. Так, целый ряд продуктов был запущен на базе ИМИСП участниками бизнес-клуба.

 

Продуктовый подход

Суть продуктового подхода заключается в том, что бизнес строится от продуктов, а продукты создаются таким образом, чтобы отвечать актуальным потребностям клиента. При этом потребности клиента определяются на основе данных, а не фантазий руководителей компании и маркетологов. В какой-то степени клиент становится соучастником создания продукта, рассказывая о своих потребностях и проблемах. В ИМИСП продуктовый подход внедрялся с трудом. Для этого пришлось показать, что преподаватель или директор программы не есть истина в последней инстанции. Сейчас при разработке продуктов для нас естественно определять владельца и менеджера продукта, проводить исследования потребителей (проблемные интервью, фокус-группы), разработку CJM, прописывание JTBD, тестировать MVP (минимальную жизнеспособную версию) продукта, постоянно дорабатывать продукт для лучшего удовлетворения потребностей клиента на основе данных, которые мы получаем от клиента (анкетирование, метрики участия, обратная связь). Это позволило запустить и развить целый ряд уникальных для рынка продуктов, среди которых и учебные программы, и индивидуальные треки, и бизнес-клуб, и экспресс-консалтинг.

 

Индивидуализация обучения

В целом индивидуализация продукта и продуктового предложения — важный тренд для всего бизнеса. Каждый хочет продукт, созданный для него. С учетом уникальности каждого студента программа обучения адаптируется, чтобы соответствовать индивидуальным интересам и потребностям. ИМИСП активно использует персональные образовательные треки. Так как у нас в первую очередь бутиковый формат обучения, эти индивидуальные треки реализуются не внутри какой-то программы, а внутри всей экосистемы Бизнес-школы ИМИСП. Для разработки индивидуального трека мы учитываем потребности и особенности усвоения материала слушателем и комбинируем разные форматы обучения: персональные занятия, занятия в группе, экспертные консультации, коучинг, трекинг. Благодаря экосистемному подходу мы можем привлечь эксперта практически по любой теме. А благодаря методологической проработке индивидуальный трек будет целостным, системным образовательным опытом.

 

Учебная аналитика

Принятие решения на основе данных — важный тренд в управлении. Компании собирают данные и строят дэшборды, помогающие принять лучшие решения. В случае ИМИСП учебная аналитика помогает определить, какие элементы программы наиболее эффективны и какие требуют коррекции. ИМИСП активно анализирует данные по продвижению студентов, позволяя совершенствовать программы и обеспечивая высокие стандарты обучения. Пока этот инструмент используется только на уровне программ, но в будущем есть перспективы использования его внутри каждого курса. Нужно отметить, что учебная аналитика — важный поставщик данных для работы в продуктовом подходе.

 

Искусственный интеллект

Про этот технологический тренд не говорил в последнее время только ленивый. Та демократизация, которая произошла в последнее время, сделала технологии ИИ доступными для применения в любом масштабе бизнеса. Сейчас ИМИСП применяет ИИ в маркетинге (генерация изображений, оформление стендов на выставках и текстов), а также в оформлении учебных программ. Это позволяет создавать многие повторяющиеся объекты быстрее. В ближайших планах — развертывание и дообучение нейросети на собственных материалах для повышения скорости качественной проработки индивидуальных продуктов. Но это пока скорее эксперимент, в то время как в маркетинговой активности ИИ уже стал нормой.

 

Названные подходы показывают несколько важных вещей. Бизнес-школа — это такой же бизнес, и, чтобы создавать актуальный продукт, необходимо руководить ею как бизнесом. Бизнес-образование в современном мире требует новых подходов управления для сохранения своей актуальности. Все те практики, о которых сказано в первой части статьи, каждый может переложить на свой бизнес.

Навыки современного руководителя

Для того чтобы увидеть потенциал в применении этих и других актуальных практик, руководителю необходимо самому соответствовать требованиям новой реальности. А в современной динамичной реальности требования к руководителям коренным образом меняются. Декада, начавшаяся с 2020 года, выявила ключевые компетенции, которые каждый управленец должен развивать.

Драйверы таких изменений заключаются в технологическом рывке, нестабильности внешней среды и изменении глобальной экономической архитектуры. Технологии меняют бизнес-модели и стирают границы, а нестабильность и переформатирование глобальной архитектуры требуют быстрой адаптации и поиска новых решений. Руководители новой эры, распознавшие и воспользовавшиеся этими драйверами, успешно переписывают правила игры на рынке.

В новой бизнес-парадигме руководители часто сталкиваются с вопросом о развитии навыков, которые потребуются для реализации указанных перемен. Сейчас можно уверенно сказать, что наиболее важными становятся метанавыки. Что же представляют собой метанавыки и как их отличать от мягких и жестких навыков?

 

Жесткие, мягкие и метанавыки — в чем разница?

Жесткие навыки — это конкретные, измеримые компетенции, такие как управление проектами или знание иностранных языков. Мягкие навыки относятся к личностным качествам, вроде коммуникабельности или эмпатии. Метанавыки, в свою очередь, это надстройка, позволяющая индивиду эффективно использовать и свои мягкие, и жесткие навыки в различных контекстах. Можно сказать, что метанавыки — это навыки использования разных типов мышления.

Для первых лиц особенно актуально развитие метанавыков. Среди них можно выделить системное, стратегическое, критическое и цифровое мышление, а также управленческую амбидекстрию, адаптивность к изменениям, умение обучаться, кросс-культурное взаимодействие и рефлексию.

С развитыми метанавыками руководитель получает инструмент для эффективного использования всех своих компетенций. Например, применяя системное мышление, можно глубже понять взаимодействие разных подразделений компании в рамках реализации проекта, увидеть все звенья и слабые стороны. А затем уже лучше реализовывать управление проектами (за которым стоит жесткий навык).

Развивая метанавыки, руководитель становится более устойчивым к изменениям, более прозорливым и готовым к быстрой адаптации. И, хотя мягкие и жесткие навыки остаются важными, метанавыки делают их применение максимально эффективным.

Ключевые метанавыки

Управленческая амбидекстрия — это способность руководителя одновременно эксплуатировать текущие ресурсы компании и исследовать новые возможности. Это нечто вроде игры на двух фронтах: поддерживать стабильность и инновации. Фактически речь идет о том, что мы не можем больше выделять периоды совершенствования операционной эффективности и периоды инноваций, а должны уделять внимание обоим аспектам.

Чтобы развивать управленческую амбидекстрию, руководителю важно повышать эффективность целеполагания, управления временем и потоком задач (своих и подчиненных). Кроме того, руководитель должен уделять время обучению, изучая новые технологии и методологии, а также рефлексии. Наконец, важно уметь управлять командной динамикой и отслеживать соотношение внимания к текущим и новым направлениям.

Цифровое мышление также стоит в ряду ключевых метанавыков современного руководителя. Это не просто знание цифровых технологий или уровень цифровой грамотности. Это способность видеть возможности и применять эти технологии для создания новой ценности в бизнесе. Оно базируется на понимании возможностей технологии, умении взаимодействовать с данными, адаптивности к быстро меняющимся цифровым трендам и, что особенно важно, критическом подходе к цифровым инструментам.

Для простоты давайте рассмотрим пример: компания стоит перед выбором инвестиций в новую CRM-систему. Руководитель с цифровым мышлением не только учитывает технические характеристики системы, но и понимает, как она будет влиять на бизнес-процессы, какие новые возможности для аналитики и автоматизации она откроет, как это можно использовать для улучшения клиентского опыта, как масштабировать ее использование, а также какие возможные изменения бизнес-модели нужно учесть при внедрении.

Развивая цифровое мышление, руководитель становится более гибким и адаптивным, готовым встречать изменения и создавать инновационные решения на основе цифровых технологий.

Сценарное мышление выделяется среди ключевых метанавыков современного руководителя. Оно лежит в основе сценарного подхода к стратегическому планированию. В мире, где переменчивость и неопределенность стали новым стандартом, сценарный подход к стратегии представляет собой гибкий инструмент для принятия обдуманных и взвешенных решений. Это позволяет иметь обоснованную стратегию, но делает ее гибкой.

Суть сценарного подхода заключается в разработке нескольких вариантов развития событий. Вместо того чтобы делать ставку на один прогноз, руководитель создает несколько сценариев возможных изменений внешней среды. Каждый сценарий предполагает корректировку базовой стратегии (действий, распределения ресурсов и пр.). Это не только расширяет видение будущего, но и делает стратегию более адаптивной.

Преимущества этого метода очевидны: быстрота реакции на изменения, гибкость в принятии решений и, возможно, самое важное, психологическая устойчивость управленческой команды. Зная, что на значимую перемену во внешней среде есть заранее подготовленный план действий, команда становится более уверенной в своих действиях.

Сценарный подход — это не просто инструмент стратегического планирования. Это философия управления, которая требует глубокого понимания текущего контекста и готовности быстро адаптироваться к будущим вызовам.

Таким образом, развивая метанавыки, руководитель становится способен к комплексному видению системы бизнеса. Это позволяет ему, с одной стороны, эффективнее использовать свои мягкие и жесткие навыки, а с другой — выбирать наиболее сильные и уместные инструменты для многогранной и сложной ситуации, в которой сейчас находится любой бизнес. Неважно, насколько для вас выгодна или тяжела текущая ситуация. Метанавыки позволят найти и реализовать максимум возможностей. Но для воплощения вам обязательно потребуются и мягкие, и жесткие навыки. Поэтому, если вы хотите развивать свой бизнес и карьеру, ни в коем случае не останавливайтесь в собственном развитии.

Нашли ошибку? Сообщите нам!