Владимир Остапчук — бизнес-тренер, консультант, модератор, коуч; преподает на программах MBA и Executive MBA бизнес-школ ИГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС и ДВФУ.
В статье речь пойдет о том, из каких компонентов состоит бизнес-стратегия и какими инструментами можно воспользоваться для ее разработки.
В мире, где время, ресурсы и возможности являются конечными, мудрые стратеги понимают, что ключ к успеху бизнеса лежит в умении разработать и применить выигрышную стратегию.
До сих пор нет общего определения того, что это такое. При этом большинство исследователей и методологов сходятся в том, что стратегия должна задавать принципы принятия решений по поводу точек приложения усилий и трат ресурсов. Она указывает на небольшое количество факторов, которые играют роль рычагов с наибольшим плечом. Тот игрок, который точнее вычислит такие рычаги, может получить преимущество и имеет больше шансов выиграть в конкурентной борьбе.
На практике применить стратегию оказывается сложнее, чем ее придумать. Для успешного внедрения стратегии нужно уметь управлять корпоративной культурой и разбираться в том, как работает организационная машина, создающая конкретные бизнес-результаты. Но именно стратегия является тем техзаданием, под которое конструируются и организационная машина, и корпоративная культура.
Цели и стратегия должны разрабатываться с учетом окружающей организацию среды и результатов деятельности за предыдущие периоды. Учет трендов в макросреде позволит нам точнее проработать целеполагание, а предыдущие результаты укажут на то, насколько эффективной является действующая организационная машина.
Предварительно надо провести аналитическую работу и подготовить материалы минимум по следующим темам:
На следующем шаге с учетом выявленных ключевых проблем и тенденций можно ставить стратегические цели.
Для этого собственники организации формулируют образ желаемого будущего в отношении своего бизнеса, чего они от него хотят.
Обычно в описываемой «картине» рассматриваются следующие рубрики:
Собственники рассказывают о своих пожеланиях команде топ-менеджеров, а те, в свою очередь, задают вопросы и проясняют смыслы сказанного, после чего добавляют к «картине» свои представления. Затем, добившись согласованного образа будущего, топ-менеджмент формулирует стратегические цели.
Поскольку цели и стратегия нужны для того, чтобы фокусировать усилия, целей не может быть много. Четыре — хорошее количество. Для каждой цели определяются измеримые показатели на выбранный временной горизонт.
Подход, при котором образ будущего и цели формулируются согласованно собственниками и топ-менеджментом, облегчает процесс организационных изменений. Менеджеры становятся соавторами целей и мотивированно включаются в процесс их дальнейшей декомпозиции, а затем и реализации. Вообще говоря, чем больше ключевых людей будет чувствовать себя соавторами целей и стратегии, тем выше КПД использования ресурсов в принципе.
Верхнеуровнево стратегия состоит из трех компонентов:
Вопросы продуктовой стратегии — что и кому надо продавать, чтобы заработать желаемый объем выручки. Для поиска ответов удобнее всего подходит матрица Ансоффа.
Она представляет собой систему координат, задаваемую двумя осями: горизонтальной — «старые» и «новые» продукты, вертикальной — «старые» и «новые» целевые аудитории. На пересечении этих двух осей образуются четыре квадранта, описывающие четыре возможные продуктовые стратегии:
Начинать надо с самого очевидного варианта — с имеющихся продуктов для существующих целевых аудиторий. Если в этом сегменте потенциал для получения целевой выручки достаточен, то на этом можно и остановиться: коммерческий блок формирует и реализует соответствующие планы по продажам, и бизнес усиливает свое проникновение на рынок, увеличивая долю. Если же потенциал в этом сегменте иссяк, то идем дальше.
Следующей прорабатываем стратегию разработки и развития продукта. Есть ли у текущей целевой аудитории какие-то еще потребности, для удовлетворения которых мы могли бы придумать новые продукты? Если да, то продуктовый блок продумывает план разработки продукта, а функция маркетинга прорабатывает позиционирование и способы продвижения.
Следующим этапом стоит подумать о том, а у каких еще целевых аудиторий (включая другие географические территории) могут быть потребности, которые можно удовлетворить нашим текущим продуктом, — стратегия расширения границ рынка.
В последнюю очередь, если остальные варианты не сработали, стоит задействовать диверсификацию — создавать совершенно новые продукты для новых целевых аудиторий. Она самая затратная и рискованная. Используется при исчерпании возможностей роста на существующих рынках, изменении конъюнктуры рынка, при уходе компании с существующего рынка, выгодных возможностях и высокой потенциальной выгоде захвата нового рынка.
Конкурентная стратегия обозначает приоритеты в наборе важных для клиента факторов в продуктах и услугах, исходя из которых он принимает решение о выборе поставщика продуктов из имеющихся на рынке предложений.
Принято классифицировать конкурентные стратегии, относя их к одному из базовых типов. Наиболее известна классификация конкурентных стратегий Майкла Портера:
Одновременно и на «дешевом краю», и на «дорогом» находиться невозможно. А попытка держать баланс между ними может привести к тому, что ни для одной из клиентских групп такое рыночное предложение не будет восприниматься как предпочтительное: клиенты с «дешевого края» решат, что этот продукт для них слишком дорогой, а клиенты с «дорого края» — что он слишком некачественный. Поэтому рекомендуется занимать четкую позицию и фокусировать внимание на «своих» клиентах, для которых ваше предложение имеет очевидную ценность.
Таким образом, находя свое место на шкале, компания выбирает одну из трех стратегий:
Для проектирования стратегии дифференциации лучше всего подходит модель Кано.
Она предлагает поместить характеристики продукта в систему координат, задаваемую двумя осями: «разочарование — удовлетворенность» и «требования удовлетворены — требования не удовлетворены» — и затем классифицировать их, отнеся к одному из трех факторов:
Как мы уже подчеркивали, стратегия заставляет нас фокусироваться, а значит, и конкурентных характеристик не может быть много. Для каждой целевой аудитории их должно быть не больше трех: максимум один «ублажитель» и два «больше — лучше». Если «ублажитель» найти не удалось, то можно взять три «больше — лучше».
Вышедшие в топ-3 свойства надо прокачать лучше, чем они проявлены в продуктах конкурентов, и через средства маркетинга убедить в этом клиентов.
Среди всех компаний резко выделяются лидеры отрасли, которые отличаются лучшими результатами. Очевидно, что эти компании характеризуются какими-то дефицитными факторами, которые делают их сильнее.
И если в случае продуктовой и конкурентной стратегий их содержание лежало на поверхности, а задача маркетинга — поярче подсветить их в восприятии клиентов, то в случае ключевых факторов успеха они могут быть скрыты от глаз клиента, находиться как бы «под капотом».
Ключевые факторы успеха — это небольшое число жизненно важных:
Их опережающее развитие позволяет быть особенными в глазах потребителей; обеспечивает максимальную прибыльность, объем продаж, долю рынка; обеспечивает устойчивость к воздействию внешних угроз; максимально быстро продвигает к желаемому образу будущего.
Ключевые факторы успеха (КФУ) — это всегда дефицит: что-то, чего мало, или мало кто умеет делать. Кто сумеет их заполучить и контролировать, тот и лучше всех сможет обеспечить разработку и поставку продукта с желаемыми конкурентными свойствами.
КФУ также не может быть много, максимум четыре.
На этом общая бизнес-стратегия завершается, и остальные функции на ее основе разрабатывают свои функциональные стратегии: маркетинговую, производственную, финансовую, кадровую и др.
Их задачи и требуемые ресурсы гармонизируются между собой в рамках обсуждения, какая организационная машина нужна для того, чтобы реализовать спроектированную стратегию. Но это уже совсем другая история, требующая отдельного рассмотрения.
Важно помнить, что стратегия не является статичным документом, а должна регулярно пересматриваться и адаптироваться к новым реалиям. Только путем непрерывного совершенствования компания может достичь своих целей и добиться долгосрочного успеха на рынке.
текст: Оксана Усова
Нашли ошибку? Сообщите нам!