Игорь Манн — основатель издательства «Манн, Иванов и Фербер», известнейший маркетёр России, практикующий с 1989 года, автор более 30 книг о том, как преуспеть в маркетинге и стать «номером 1».
В книге «Арифметика маркетинга для первых лиц» Игорь Манн разделяет понятия «маркетолог» и «маркетёр» следующим образом: «На мой взгляд, маркетологами стоит называть тех, кто занимается теорией маркетинга: ученых, профессоров, исследователей маркетинга. Для практиков хорошо подошло бы английское слово marketer — маркетёр — практик маркетинга. Поэтому я использую именно его».
Отец понятия «маркетинг» Филип Котлер, ставший автором множества концепций, применяемых сегодня по всему миру, в 2012 году назвал Манна «гуру бюджетного маркетинга из России».
В своей карьере Игорь Манн сотрудничал с множеством крупных компаний, помогая им добиться успеха на рынке и уверенно конкурировать с другими игроками. Он является экспертом в области стратегического планирования, управления брендом, анализа рынка и разработки эффективных маркетинговых кампаний, а также регулярно выступает на конференциях и семинарах. 28 сентября Манн посетит Владивосток с мастер-классом «Клиентоориентированность без бюджета».
В интервью нашему журналу Игорь Борисович рассказал о своей новой книге «Личный маркетинг без бюджета» и тонкостях продвижения персоналий.
Среди заметных трендов на продвижение личного бренда в 2023 году — кольцевание соцсетей и контента, увлечение, которое становится еще одним направлением бизнеса (яркий пример — Саша Митрошина и ее трекер привычек), мода на аутентичность. Как вы считаете, какие тренды сохранятся в следующем году, а какие придут на смену старым?
Я делаю обзор трендов традиционно в конце года, в декабре. Пока говорить рано.
Я не мельчу, но личный маркетинг (или личный бренд) — тренд однозначно. Еще больше специалистов и руководителей будут вовлекаться в эту тему. Но всем захочется всё, сразу и быстро. Кто из специалистов по личному маркетингу это сможет дать — тот и будет молодец.
Игорь Борисович, вы сейчас пишете книгу «Личный маркетинг без бюджета». А какая разница между личным брендом и личным маркетингом?
Личный маркетинг — более широкая тема.
Сравните бренд и маркетинг.
Бренд — это часть одной пятой модели 5Р (продукт, позиционирование, каналы продаж, цена, коммуникации), где бренд — часть позиционирования.
Через личный маркетинг проще говорить с собственниками: видя знакомую систему, они соглашаются на личный маркетинг быстрее. Да и к маркетингу доверия больше, чем к бренду.
Для меня личный маркетинг — это системная и непрерывная работа над своей узнаваемостью, качеством (доверие, профессионализм, личные характеристики) и получаемыми выгодами (и это не только деньги).
Определения личного бренда, которые я встречал, меня не устраивали — пришлось придумать свое.
Как взаимосвязаны личный маркетинг предпринимателя и маркетинговая стратегия его продукта? Могут ли они кардинально различаться?
Сначала маркетинг продукта — потом маркетинг предпринимателя. Они плотно пересекаются, но отличаются. Маркетинг продукта более комплексный и сложный.
Но многие «штуки» из маркетинга продукта можно взять на вооружение и в личном маркетинге: голубой океан, ЖЦП (жизненный цикл продукта), блокбастер, бестселлер…
В чем тонкости и отличие личного маркетинга на Западе и в России?
На Западе больше индивидуализма, и большинство уже приняло важность личного маркетинга. Там за него агитировать уже не надо.
У нас еще многие не поняли его важности и не приняли его как бизнес-инструмент.
Но мы быстро догоняем Запад.
Как заниматься личным маркетингом человеку, который не привык быть в центре внимания, страдает «синдромом самозванца» или просто считает себя ничем не примечательным?
Это вы меня сейчас описали. Сложно нам.
Я обычно рекомендую начать со списка выгод, которые ты получаешь: рост доходов, повышение узнаваемости, социальные поглаживания… Так появляется мотивация что-то в этом направлении делать.
Еще один полезный документ — «Только я!». Попробуйте вспомнить все ваши самые главные достижения, успехи и признания (не меньше 10). Накатит «синдром самозванца» — заглядываете в этот документ, и «самозванец» отступает.
Сколько нужно времени, чтобы личный маркетинг принес первые результаты?
Я рекомендую закладывать на это квартал.
Как только вы принимаете свое «кто я?», свое позиционирование, то дальше начинается «большая четверка»: работа, нетворкинг, «писать» и «говорить» (это столпы, или киты, личного маркетинга).
Если делать правильные вещи правильно — результаты будут быстрее. Вот я в этом году за 8 месяцев написал 10 книг, 6 уже напечатаны. Когда меня спрашивают «зачем?», я говорю, чтобы другие понимали: книгу можно написать за месяц и напечатать за два.
Метрики успешности маркетинговой стратегии компаний давно придуманы — различные ROI, ROMI, конверсии. А как можно измерить успешность личного маркетинга?
Я предлагаю полагаться на ощущения и подводить итоги в конце года.
Хороший год по отчету — вы успешны. Плохой — вы не успешны.
Все просто. Я усложнять не люблю.
Можно ли действительно стать маркетологом самому себе? Или же полезно проводить некий аудит с человеком со стороны?
Кто-то сможет, кто-то нет. А внешний аудит и поддержка всегда полезны.
Когда я работаю со своими учениками, они знают, что со мной быстрее достигнут более высоких результатов.
Но если вы хотите сэкономить и не торопитесь, то по хорошим книгам о личном бренде (их с полдюжины) можно стать, как вы говорите, маркетологом самому себе.
Все ли методики, о которых вы расскажете в книге «Личный маркетинг», вы опробовали на себе?
О да! Это мое правило: «Делай то, что проповедуешь, и проповедуй то, что делаешь».
Поэтому книга не будет энциклопедией, но будет сборником тех методов, в которые я верю и которые применяю.
Стоило ли бы личному маркетингу обучать в школе? О чем тогда нужно было бы говорить с детьми?
Отличный вопрос. Ответ: да.
Это был бы правильный дополнительный урок, который бы точно пригодился школьникам в будущем и сделал бы их будущее более ярким и интересным.
Говорить необходимо о важности профессионального и личного развития, которое начинать нужно уже со школы.
Учить правильно учиться, заниматься нетворкингом, делать презентации, выступать публично, писать тексты, делать отчеты… Это все точно пригодится — уже в институте, в работе или в бизнесе.
текст: Оксана Усова
Нашли ошибку? Сообщите нам!