facts

История Amazon: от идеи до мирового успеха

Amazon — крупнейший интернет-магазин, основанный в Америке. Он является самым посещаемым сайтом в США и 14-м в мире. Сайт предназначен для заказа товаров любой категории. Магазин имеет очень обширный и интересный путь, который начался 5 июля 1994 года.

13 октября 2023 г.

У выпускника престижного Принстонского университета Джеффа Безоса было все, о чем можно мечтать: кресло вице-президента в хедж-фонде D.E. Shaw & Co. на Уолл-стрит, высокие доходы, блестящие перспективы и прекрасная жена. Все изменилось, когда Джефф заметил, с какими темпами развивается электронная торговля. Темпы роста составляли тогда 2300 % в год.

Безос уволился с работы, и они с женой переехали в Сиэтл. Бывшие коллеги и некоторые друзья считали его сумасшедшим, ведь Джефф променял Нью-Йорк и зарплату со множеством нулей на городок с населением в 14 раз меньше и стартап с сомнительными перспективами на успех. Но Безос выбрал Сиэтл не только потому, что там в 1971 году открылся первый «Старбакс». Именно в Сиэтле и его окрестностях в девяностые развивались многие будущие технологические гиганты, например, Microsoft.com.

Изначально новая компания Безоса должна была называться Cadabra. Но во время телефонного разговора его юристу послышалось слово cadaver («труп»), поэтому Безос решил назвать компанию в честь Амазонки, которая является самой полноводной рекой в мире. Назвать компанию словом на букву «А» было отличной стратегией, которой придерживалась и компания Apple. В начале эпохи интернета поисковик выдавал результаты в алфавитном порядке.

Отсылка к алфавиту нашла отражение также в логотипе компании. Присмотритесь: от A к Z (от первой буквы латинского алфавита к последней) сверху ведет стрелка. Это означает, что покупатель может найти абсолютно любой товар на данном сайте.

Изначально Джефф планировал продавать только книги. Он был уверен в успешности таких продаж, потому что виртуальный сайт мог предоставить гораздо больший выбор товара, чем в обычных книжных магазинах. Он выбрал именно Сиэтл, потому что считал его городом успешных предпринимателей, а также в нем располагалась очень крупная библиотека. В течение первого года Безос подписывал контракты с различными компаниями, чтобы развивать бизнес. Он хотел сделать не просто сайт для продажи книг, но место для ценителей чтения.

Сайт запустили в 1995 году. Изначально он был зарекомендован как самый большой книжный магазин в мире, покупателям понравился не только большой выбор книг, но и качество сервиса. Поэтому сайт быстро набрал обороты и стал популярным. Спустя 2 месяца компания имела покупателей из всех штатов Америки, а также из 45 различных стран. Еженедельный оборот компании составлял около 20 тысяч долларов, а прибыль за первый год составляла 15,7 миллиона долларов, в 1996 году количество сотрудников насчитывало более 100, тогда как после открытия было всего пять. В 1997 году компания разместила акции по 18 долларов, и за первый день удалось заработать 54 миллиона.

Без внимания не остались и конкуренты. Книжный магазин Barnes & Noble объявил, что у них находится в два раза больше книг на продажу, а слоган Amazon о том, что у них самый большой книжный магазин в мире вводит покупателей в заблуждение. Также компания подала на Amazon иск, заявив, что «это не книжный магазин, а книжный брокер». Иск быстро отозвали, а Джефф Безос не сидел на месте, развивая компанию. Каталог Amazon пополнился компакт-дисками, слоган сменился на «Книги, музыка и другое».

Позже на сайте начали продаваться игрушки, компьютерные и настольные игры, а затем была предоставлена бытовая техника и различные товары для дома. Параллельно Безос начал взаимодействовать с другими предпринимателями. В 1999 году Amazon выкупил 47 % запустившейся аптеки Drug-store, что на тот момент было выгодным вложением, так как рынок медикаментов оценивался в 150 миллиардов долларов. В том же году, стремясь заработать на популярности онлайн-аукционов, Безос заключил партнерство с Sotheby’s и запустил сервис sothebys.amazon.com. Компания Amazon начала программу, благодаря которой получала комиссию за перенаправление своих покупателей в другие интернет-магазины с неконкурентным ассортиментом.

В 1999 году продажи Amazon достигли 610 миллионов долларов, а штат разросся до 3 тысяч человек (в том числе в подразделениях в Великобритании и Германии), на долю компании приходилось 85 % онлайнового книжного рынка.

С одной сторон, Amazon был одной из крупнейших в мире площадок, а с другой — его прибыль была нулевая. Так, в 1997 году потери составили около 30 миллионов долларов. Многие акционеры считали вклад в Amazon неприбыльным, а также предсказывали скорый крах компании.

Но Джефф Безос не сдавался, он говорил, что быть прибыльным сейчас было бы плохим решением: «Мы переживаем критический период формирования — если, конечно, вы верите в инвестиции в будущее». Также он считал, что бизнес не должен был приносить прибыль первые 4–5 лет. Выручку сжигало непрерывное наращивание оборотов, большая часть из которых шла на маркетинг. «Всегда есть 3 или 4 бренда, которые имеют значение, мы должны занять среди них первое место».

Первую прибыль компания получила (как раз по предсказаниям) спустя пять лет после открытия онлайн-магазина. При выручке более 1 миллиарда Amazon заработал 5 миллионов. В тот момент все скептики убедились в эффективности тактики Безоса, но на фоне всеобщего спада акции компании дешевели.

В начале 2000-х годов компании потребовались новые драйверы, чтобы на ближайшее время обеспечить стабильную работу сайта. Следующим этапом в истории облачных вычислений принято считать первые эксперименты с технологией внутри Amazon, начавшиеся в июле 2002 года.

К тому времени у компании закрепился статус транснациональной корпорации, а количество сотрудников насчитывало десяток тысяч людей по всему миру, электронную торговлю поддерживал большой штат передовых разработчиков. Они занялись разработкой новых инструментов, чтобы оптимизировать внутренние процессы, ведь сайту нужна была стабильная работа. Для менеджмента это звучало так: «инвестиции в серверную инфраструктуру начнут практически сами по себе генерировать прибыль». Amazon стала первопроходцем на рынке облачных вычислений: платформа Google Cloud появилась в 2008 году, Microsoft Azure — в 2010 году. Безос уже долгое время является лидером в этой области.

В 2005 году компания запустила подписку Amazon Prime. Изначально ее подписчики получали бесплатную 2-дневную доставку любых заказов с Amazon в пределах США за ежегодный платеж в $79 (сегодня — $119). С 2007 года программа начала распространяться по миру и в настоящее время действует в 18 странах. На январь 2016 года подписчиками Prime были 46 % домохозяйств США. Далее эта подписка развивалась, в нее начало входить все больше и больше функций, сейчас подписчикам Amazon Prime предоставлен доступ к остальным сервисам компании. В 2018 году число подписчиков Prime превысило 100 миллионов человек.

В середине 2000-х книги начали терять свою актуальность в связи с развитием электронных технологий. Поэтому компания выпустила электронную книгу — планшет Kindle. Главное новшество, которое предложила читалка, заключалось в наличии 3G-доступа к интернету. Это позволяло приобретать книги из библиотеки Amazon прямо с ридера без необходимости подключаться к Wi-Fi или использовать компьютер. Первая версия стоила $399. Позже компания запустила собственное издательское подразделение, чтобы публиковать книги в электронном формате.

Опираясь на успех своих планшетов для чтения, в ноябре 2011 года Amazon выпустила планшетный ПК. Со временем его хотели удешевить, но не для того, чтобы конкурировать с другими, а для предоставления аудитории максимально удобного устройства. По задумке на нем можно слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги. Так компания хотела укрепить свои позиции в качестве поставщика цифрового контента.

В 2014 году Amazon попытался войти и на рынок смартфонов, выпустив телефон, но эта попытка не увенчалась успехом. Когда компания выпускала планшет, рынок не был пресыщен широким разнообразием подобных устройств. Со смартфоном ситуация была обратной.

Помимо всего перечисленного у Amazon еще много направлений деятельности: от сетей супермаркетов до разработок в сфере технологий искусственного интеллекта и автоматизации.

Компания очень рискует, что обходится ей дорого. С 2010-го по 2015 год выручка выросла втрое, когда как чистый доход уменьшился вдвое. В 2014 году зафиксирован убыток в 241 миллион долларов.

А каковы же условия работы в такой крупной компании? Amazon установил жесткие требования для своих сотрудников. К примеру, водители должны доставить посылку вовремя, поэтому они превышают скорость и попадают в аварию, иначе грозит увольнение. Из личных вещей можно брать только бутылку воды и деньги, а в конце рабочего дня всех досматривают, процесс занимает от получаса до полутора, которые никак не компенсируются. Также при заболевании сотрудники все равно выходят на работу, потому что их могут уволить за недостаточное количество отработанных часов. На складах используются камеры для слежения, компания ограничивает количество людей, которые могут собраться вместе, меняет участки работы, чтобы люди не могли долго общаться друг с другом. Еще существует система контроля, ведущая отчет по эффективности работы каждого сотрудника, если люди не справляются с поставленной нормой, то приходит предупреждение, если это продолжается, их увольняют. Например, в феврале 2021 года генеральный прокурор штата Нью-Йорк Летиция Джеймс подала в Верховный суд иск против компании из-за нарушения прав сотрудников из-за недостаточной защиты от COVID-19. Еще утверждалось, что компания обеспечивала развитие за счет жизней, здоровья и безопасности граждан. Пресс-секретарь Келли Нантел была не согласна с такими обвинениями, иск был быстро отозван.

Несмотря на такой жесткий контроль над сотрудниками со стороны компании, на сегодняшний день онлайн-магазин Amazon закрепился в сознании людей как удобный и надежный источник покупок, на котором не будет подделок. Покупатели доверяют этому сайту, но тем, кто хочет работать в этой «антиутопии», стоит задуматься.

Нашли ошибку? Сообщите нам!