facts

Старый Владивосток — центр бизнес-возможностей

«Город на стыке цивилизаций», «дальневосточная Ницца», «второй Сан-Франциско» — имена, накрывшие тонким шлейфом историю нашего родного города. Некогда неосвоенная территория империи Цин теперь растет и процветает под началом Российской Федерации. Но как же все начиналось? Кто заложил первые кирпичики в основании бизнес-крепости Дальнего Востока?

17 октября 2023 г.

Александр Корнилов — прекрасный рассказчик и опытный экскурсовод. С его помощью все тайны и детали бизнеса старого Владивостока способны дойти до коренных жителей и туристов более доступным и интересным способом. Александр окончил исторический факультет Дальневосточного федерального университета и сейчас с неиссякаемым энтузиазмом несет свои знания в массы. Благодаря его компетентности в сегодняшнем выпуске мы узнаем о Владивостоке немного больше.

Город был основан 1860 году после подписания Тяньцзиньского и Пекинского трактатов. Необходимость поставить свой военно-морской флот в благоприятных условиях влечет за собой переговоры с Китаем, которые увенчались успехом для Российской империи.

«В Пекин отправляется с посольством граф Игнатьев с торжественным поручением обменять Южно-Уссурийский край на посредничество в переговорах между китайцами и англичанами во время Второй опиумной войны», — объясняет Александр.

Позже граница сдвигается еще немного западнее, захватывая залив Посьет. Первый гарнизон, состоявший из 20 человек, под командованием прапорщика Комарова высадился на нынешней Корабельной набережной. Образовавшийся небольшой пост стал носить название Владивосток. Через несколько лет здесь и начинается история зарождения бизнеса дальневосточной столицы.

Первым человеком, добровольно прибывшим в наши родные земли, был Яков Лазаревич Семёнов. Для своего первого визита Семёнов выбрал залив Святой Ольги, где начал зарабатывать обменом товаров первой необходимости на пушнину, немытый золотой песок или серебро. Но это далеко не предел находчивости нашего первопроходца.

«Он обратил внимание на еще одну интересную вещь, на еще один источник богатства, который в прямом смысле лежал под ногами — это морская капуста», — отмечает гид.

Благодаря своим наблюдениям Яков Лазаревич понял, что этот продовольственный ресурс важен для китайцев. Предприимчивый ум направил его во Владивосток, где опробовать свою бизнес-идею на практике представлялось более возможным, так как город находится ближе к китайской границе. За два года жизни во Владивостоке Семёнов, все тщательно обдумав, решил действовать. Неудачи преследовали его на пути к цели. Посещение ярмарки в Хуньчуне и оправка судном капусты в Шанхай не увенчались успехом. Но предприниматель не отчаялся и принял решение повременить с новой отправкой на год.

Предыдущий опыт дал ему верное направление в портовый город Чифу. И тут все сложилось как нельзя лучше. Продажа шла на ура. Решимости развивать свой бизнес добавляла ему постройка собственного корабля, на котором Яков Лазаревич являлся капитаном. Пройдя на судне вдоль южного побережья Приморья, он попутно формировал базы по заготовке морской капусты. Особого расцвета «капустный» бизнес Семёнова достиг к 1870 году, когда точки баз появились на Сахалине. Александр также затрагивает и другие факты из предпринимательской деятельности Якова Лазаревича:

«Его (иронично или нет) называли «капустным королем». Но кроме капусты он начинает ловить и сушить трепангов, добывать из водорослей агар-агар, а кроме того, ловить селедку. Из селедки делали рыбную муку и продавали ее в Японию в качестве сельскохозяйственного удобрения».

Чем же еще могла быть привлекательна обитель маленького портового города для бизнесменов того времени? Отсутствием активной конкуренции в сфере портовой логистики. Этим и прославился наш следующий герой — Юлиус Бриннер.

Юлий Иванович Бриннер проделал долгий путь от юнги до владельца собственной компании. Выходец из Северной Швейцарии надолго задерживаться на родной земле не стал и в возрасте 14 лет оправился в Тихий океан, где провел десять лет. Когда с морскими приключениями было покончено, его временной обителью стал китайский город Шанхай, где он занимался торговлей шелком и открыл в себе потенциал к развитию логистического бизнеса. Логистикой он занимался в Китае, Японии, но позже, в 1870-х годах, морской путь все-таки привел его на Дальний Восток. Во Владивостоке Юлий Иванович основал небольшую компанию, занимающуюся перевозкой грузов по морю и железной дороге. Компания была нацелена на весь Дальний Восток и северо-восток Китая. В это же время Бриннер, уже семейный человек, построил себе дом в центре города для удобства ведения дел. Дом находился на улице Алеутской, 15б.

«Впоследствии, уже в 1900-х годах, он также вложился в горнодобывающую промышленность. Сначала в угольные шахты, потом — в рудники. На севере Приморья Товарищество «Тетюхе», в котором Бриннер был одним из главных акционеров, закладывает пять родников, и он, соответственно, называет их по именам своих детей», — поясняет Александр.

С каждым годом во Владивосток прибывало все больше людей. Город разрастался, жизнь кипела, набирала обороты. Необходимо было выстраивать больше сооружений, жилых домов. С этим и помог местным жителям Иоганн Михайлович Лангелитье.

Уроженец Гамбурга прибыл во Владивосток в 1871 году руководить филиалом фирмы «Дикман и Ко». Но спустя четыре года амбициозный молодой человек решил попробовать себя в роли предпринимателя. Идеей стало не что иное, как магазин стройматериалов. Для этого Лангелитье потребовалось попросить в долг определенную сумму у фирмы «Кунст и Альберс», и уже после он открыл небольшой магазин. Так и появилась фирма «Лангелитье и Ко».

Дела шли в гору. Стали появляться новые торговые точки. Через десять лет, после того как были выкуплены все склады и магазины закрывшегося филиала «Дикман и Ко», бизнес достиг, казалось бы, пика своего развития. После передачи дел наследнику Иоганну Иоганновичу Лангелитье появилось здание торгового дома «Лангелитье и Ко». В наши дни это торговый центр «Центральный», здание которое в 2002 году в итоге реконструкции было «украшено» двухъярусной стеклянной надстройкой.

Выше уже было сказано о фирме «Кунст и Альберс». И все же кто они такие и чего добились на бизнес-арене Владивостока того времени?

Густав Кунст и Густав Альберс были немцами из Гамбурга, земляками Иоганна Лангелитье. Повстречались компаньоны в Шанхае, в котором занимались торговлей тканями. Позже, решив, что конкуренция слишком велика, сменили нишу и сделали упор на Дальний Восток Российской империи. Как выяснилось позже, не прогадали.

В 1865 году в будущем успешные бизнесмены переезжают во Владивосток и открывают магазин товаров первой необходимости «Кунст и Альберс». Участок под магазин компаньонам город выделяет абсолютно бесплатно. Однако становится любопытно, что же послужило причиной такой щедрости?

«Все товары везутся через две трети земного шара и по дороге возмутительным образом дорожают в четыре раза. Горожане воют, что невозможно ничего купить, все страшно дорого стоит. А что с эти можно сделать? Во-первых, объявляется порто-франко — зона беспошлинной торговли, где товары не дорожают из-за обложения налогами и акцизами. Во-вторых, конкуренция как раз поощряется: чем больше приедет купцов, тем агрессивнее будет между ними борьба, тем скорее он придумают способ как-то снизить цену», — объясняет Александр.

Постепенно разрастаясь, бизнес компаньонов превратился в сеть, со временем протянувшуюся не только по всему Дальнему Востоку, но и по северо-востоку Китая, что, естественно, приносило достаточно хорошую прибыль. Вскоре возник вопрос: что же можно сделать с заработанными деньгами и как их приумножить? Кунст и Альберс решают одалживать определенные суммы под проценты, а позже и вовсе начинают действовать по банковской схеме: принимать вклады под проценты с целью последующей выдачи их в качестве кредита. В Приморье в это время активной банковской деятельности не было. После ее появления «Кунст и Альберс» выкупают долю акций и становятся банковскими совладельцами.

Через какое-то время компаньоны делят между собой обязанности по бизнесу. Альберс следит за торговыми точками и руководит ими. Кунст занимался продвижением дела за пределами Владивостока. Для того чтобы преподнести свое детище более солидно, бизнесмены отстраивают большой торговый дом «Кунст и Альберс» в стиле романтического немецкого модерна. Здание освещалось при помощи электричества и отапливалось паром, что говорило об определенном статусе владельцев торгового дома и о его посетителях. На сегодняшний день владивостокцы знают его как здание Большого ГУМа.

Не менее интересными персонажами в истории Владивостока являются братья Пьянковы. Их бизнес по моральным меркам ХIX века был довольно противоречивым. «Водочные короли Дальнего Востока» — именно так их назвал Александр Корнилов во время экскурсии. Средний из братьев, Михаил Пьянков, стал строить свою карьеру с должности приказчика у предпринимателей, торгующих водкой. Время идет, Михаил накопил не только опыт, но и деньги. Через три года он понимает, что готов вести дела самостоятельно, и открывает собственное дело в Николаевске-на-Амуре. Благодаря своему чутью Пьянков стремительно развил ликеро-водочное производство и в 1881 году пригласил к сотрудничеству своих братьев Владимира и Иннокентия. В 1894 году ликеро-водочная империя превращается в полное товарищество «Торговый дом «Михаил Пьянков с братьями».

На высокоградусном бизнесе братья предпочли не останавливаться и решили развлечь своих покупателей иным, более культурным способом. С подачи старшего брата Иннокентия им удалось не только добиться монополии на поставку книг, но и отстроить доходный дом Пьянковых, по совместительству первый книжный магазин, в 1903 году. Дом находится на улице Светланской, 43, рядом со зданием Малого ГУМ» и выполнен в стиле неоклассицизма. Чем особенно Пьянковы заинтересовали горожан, так это обширным выбором детской литературы. Для старого Владивостока это было в новинку. Кроме того, Пьянковы поставляли книги в библиотеки и школы края. Популярные серии детских книг вскоре появились на полках школьных библиотек: «Розовая библиотека», «Золотая библиотека» и «Зеленая библиотека».

Благодаря производственному подъему жители Приморья от дефицита продовольствия, стройматериалов и литературного обогащения не страдали. Но владивостокцы время от времени болели, и к кому же тогда им стоило обратиться за помощью? Конечно же, к Акселю Вальдену, в его первую городскую аптеку.

Аксель Вальден с женой покинули Финляндию и отправились на поиски лучшей жизни в финской общине в бухте Находка, которая не просуществовала более трех лет. Позже Вальден перебирается на остров Аскольд, а оттуда уже во Владивосток.

На фотографии Аксель Вальден второй слева во втором ряду (11 марта 1912 год):

«Во Владивостоке они покупают участок земли, на котором построят дом, маленькую лавочку, мельницу и аптеку, поскольку Аксель Вальден по профессии аптекарь. Все это счастье будет находиться на улице с говорящим названием Последняя», — повествует историк.

Аксель Вальден впоследствии выкупил два торговых дома. В одном из них, на улице Светланской, 61, до сих пор находится аптека. Более того, предприниматель был активным общественным деятелем, как и большинство вышедших в свет бизнесменов того времени. Неоднократно избирался в городскую Думу и являлся ее председателем.

Много интересных людей посещало Владивосток с их бизнес-идеями и грезами о безоблачном обеспеченном будущем. У некоторых попытка увенчалась колоссальным успехом, некоторым повезло куда меньше. В благодарность за их вклад в развитие нашего города нам стоит помнить об истории их жизненного пути. Знания не позволят повторить ошибки предпринимателей XIX–XX веков при создании собственного бизнеса уже в современной столице Дальнего Востока.

текст: Кристина Шульженко

Нашли ошибку? Сообщите нам!