facts

Суррогатное материнство: в законе или нет?

В рамках рассматриваемого в настоящем выпуске OFF культа женской красоты мистер Вульф, как всегда, решил действовать максимально нетривиально и остановился на понятии суррогатного материнства. В теме будем разбираться совместно и очень аккуратно. Сразу оговоримся, что, конечно, даже мистер Решала с такими вопросами напрямую не сталкивался ни с какой стороны

29 апреля 2023 г.

Прежде всего отметим, что Россия является одной из самых прогрессивных стран в данном вопросе. Другими словами, у нас суррогатное материнство разрешено, в том числе на коммерческой основе. В Европе и в целом мире отношение к суррогатному материнству более настороженное. Так, данное явление запрещено во Франции, Германии, Норвегии, Швеции, Италии, Австрии, Китае, Японии, Канаде, некоторых штатах США. Некоммерческая форма (без получения вознаграждения) разрешается в Великобритании, Испании, Дании и некоторых других странах. В Бельгии и Греции эта сфера отношений вообще никак не регулируется.

Тем не менее в нашей стране данному вопросу, как и многим другим менее сложным проблемам, уделено недостаточное правовое регулирование. Так, какие-либо механизмы учета мнения генетических родителей ребенка, а также интересов самого ребенка законодательством прямо не предусмотрены. В настоящее время помимо нескольких положений в специальных законах есть короткое упоминание в Семейном кодексе (абз. 2 п. 4 ст. 51), что передача ребенка исключительно родителям, состоящих в браке (то есть запрет на передачу ребенка однополым парам), осуществляется только с согласия суррогатной матери.

Таким образом, у мистера Вульфа возникает огромное количество вопросов, основным из которых является отсутствие учета мнения генетических родителей и интересов самого ребенка, не говоря о стабильности гражданского оборота. Когда сурмама, заключив договор, получив и часто потратив средства, отказывается от его исполнения.

В защиту интересов указанных лиц Верховный суд решил в 2017 году вмешаться в ситуацию и указал, что помимо согласия суррогатной матери необходимо оценить и прочие условия. Такие, как был ли договор и каковы его условия, присутствуют ли генетические родители ребенка, какая причина отказа суррогатной матери от исполнения договора, а также безусловный учет интересов ребенка. Другими словами, в такой ситуации одним из значимых вопросов является наличие договора между генетическими родителями и суррогатной мамой, а также оценка его условий.

Но тогда у мистера Вульфа не менее серьезные вопросы и к такому подходу. Ведь фактически, детально прописывая условия сделки, к ребенку относятся непосредственно как к товару. Так, в России в том же 2017 году внесли законопроект применительно полной отмены суррогатного материнства. Из пояснительной записки данного законопроекта:

«Позиционирование ребёнка не как личности, а как некоего объекта сделки, по существу — как неодушевлённого объекта, которому атрибутируются признаки товара и потребительские товарные свойства, стало основным аргументом в пользу полного запрета суррогатного материнства в Германии».

Кстати, часто при оспаривании подобных договоров между «родителями» указывают на отсутствие нотариального согласия супруга, если он есть у суррогатной матери, что фактически приравнивает ребенка к недвижимости… Что-то мистеру Вульфу совсем нехорошо все это описывать и продолжать дискуссию.

В целом проблем данного явления огромное количество, включая торговлю детьми, злоупотребления как со стороны суррогатных матерей, так и генетических родителей или просто лиц, заказавших себе «особую» услугу. Не говоря уже о коммерциализации всего данного процесса. Так, мистер Вульф даже практику нашел о привлечении к ответственности коммерсанта за размещение рекламы на автобусных билетах (!) о приглашении женщин в качестве суррогатных матерей. Но в целом с учетом позиции Конституционного суда от 2021 г., признавшего незаконным закон о поддержке детей в части, не предоставляющей преференций родителям с ребенком от суррогатной матери, указанное явление в нашей стране не отменят, по крайней мере, пока…

Да, безусловно, для кого-то, возможно, это единственный шанс. И мне не хочется быть арбитром в данном вопросе. Но лично мое мнение, что в таких вопросах всегда будет возможность для нечистых на руку. Поэтому если действительно хочется взять в свою семью ребенка, то есть институт усыновления (удочерения). Тем более что таким поступком можно по-настоящему сделать лучше жизнь еще одного человечка, который ждал, возможно, именно тебя.

Ваш мистер Вульф

 

Нашли ошибку? Сообщите нам!