facts

Одержимая искусством

Пегги Гуггенхайм (1898 — 1979 гг.) — американская галеристка, коллекционер и меценат, которая открыла Музей современного искусства в Венеции и помогла взойти одному из самых дорогих художников современности — Джексону Поллоку

17 апреля 2023 г.

Пегги Гуггенхайм (1898 — 1979 гг.) — американская галеристка, коллекционер и меценат, которая открыла Музей современного искусства в Венеции и помогла взойти одному из самых дорогих художников современности — Джексону Поллоку. Именно благодаря Пегги Нью-Йоркский музей Гуггенхайма, основанный ее дядей Соломоном Гуггенхаймом, начал открывать филиалы в Европе.

С детства Пегги путешествовала с матерью по Европе, где проводила время в богемных кругах. Основная часть творческих знакомых семьи Гуггенхайм была писателями. Видимо, влияние такого окружения и подтолкнуло Пегги к выбору первого мужа. Им стал литератор Лоуренс Вэйл. В этом браке Пегги дважды стала мамой. С Вэйлем Пегги уехала в Париж, где, как сама написала в автобиографии, «положила начало двум своим коллекциям: коллекции картин и коллекции мужчин, начав обе с относительно скромных экземпляров и увенчав их шедеврами…».

В столице Франции юная Гуггенхайм познакомилась с богемными обитателями квартала Монпарнас. Ее близкими друзьями стали скульптор Константин Бранкузи и тогда еще никому неизвестный Марсель Дюшан.

К слову, несмотря на принадлежность к богатой семье, Пегги с юности предпочитала работать — не столько из-за денег, сколько для самореализации. Девушка трудилась в магазине авангардной литературы. Именно там она начала серьезно увлекаться непростым искусством. Вскоре Пегги ушла от Вэйла к другому мужчине. Вторым мужем Пегги стал Джон Холмс, скончавшийся от смеси алкоголя и наркоза на операционном столе. Третьим — художник Макс Эрнст, который впоследствии увлекся молодой сюрреалисткой Доротеей Таннинг. Отец Пегги Бенджамин утонул на «Титанике», когда ей было 14 лет. В 21 год (1919 г.) девушка получила доступ к наследству (450 тысяч долларов, часть из которых была вложена в трасты и уже приносила доходы) и решила распорядиться им не только с умом, но и со вкусом. Путешествуя, мисс Гуггенхайм как раз оттачивала вкус и обрастала новыми знакомствами.

Первую галерею современного искусства «Юная Гуггенхайм» (Guggenheim Jeune') Пегги открыла в 1938 году в Лондоне — выставкой эпатажного Жана Кокто. Вслед за этой выставкой в галерее были представлены произведения Василия Кандинского, Ива Танги, Вольфганга Паалена и других модных художников-реформаторов. Пегги любила сюрреализм и абстракционизм и выступала активным их промоутером.

Дюшан помогал Пегги с подбором художников. Он был наставником развития ее художественного вкуса, она же стимулировала развитие его карьеры. За первый год работы галерея Пегги Гуггенхайм в Лондоне понесла приличный убыток. Этот факт, как и предчувствие войны и последующего экономического кризиса, активизировал в Пегги семейную предпринимательскую жилку. Фонд Соломона Гуггенхайма на тот момент уже существовал, однако Пегги не имела к нему прямого отношения. Мисс Гуггенхайм определила для себя, что хочет заниматься современным искусством профессионально. Она начала скупать работы молодых авторов, полагаясь на собственное чутье талантов. И это оказалось более выгодной стратегией, чем первоначальная попытка вкладываться в уже раскрученные имена: во-первых, новички стоили дешево, во-вторых, каждый из них мог стать звездой и подорожать в разы. Совместно с историком искусств и критиком Гербертом Ридом они стали строить планы по созданию музея искусств в Лондоне. Вместе они создали список важных авторов, картины которых просто обязаны быть в их коллекции. Спустя год, в 1940-м, Гуггенхайм арендовала помещение в Париже для музея.

Но война внесла свои коррективы в ее планы, и ей пришлось спасать свою коллекцию. Картины нужно было как можно скорее вывозить из Парижа, так как немцы приближались к нему.

Стоит еще учитывать и то, что Пегги Гуггенхайм имела еврейские корни, но была американкой по паспорту. Один из ее друзей-художников сообщил, что Лувр «захоранивает» свои произведения в тайном подземном хранилище за городом и, возможно, сможет выделить ей кубический метр под картины ее коллекции.

Но позднее, к отчаянию Пегги, Лувр заявил, что ее коллекция слишком модернистская и недостойна спасения. В конце концов, картины удалось упаковать и вывезти из Парижа. Подруга Пегги предложила спрятать их в амбаре арендованного ею шато близ Виши. Пегги уехала сначала на юг, а затем вернулась в Нью-Йорк, где в маленькой частной галерее выставляла часть своей коллекции. Во Франции она скупала за бесценок картины у бежавших из оккупации авторов и коллекционеров. Просто переплыв океан и сменив прописку с военной Европы на мирную Америку, картины выросли в цене, став настоящим сокровищем Пегги Гуггенхайм.

Только в 1948 году Гуггенхайм вернулась в Европу — на этот раз в Италию. В тот же год Пегги со своей коллекцией приняла участие в Венецианской биеннале — это был первый случай, когда выставку в павильоне представляла не страна, а личность.

«В Европе я стала отдельной страной — отлично, мне это льстит!» — пошутила Гуггенхайм в своей типичной манере, приняла поздравления, а затем с упорством локомотива и изяществом леди начала двигаться дальше.

Надо сказать, юмор всегда был визитной карточкой Гуггенхайм. Как и смелость. Например, однажды она организовала в своей нью-йоркской галерее выставку, где все работы были написаны женщинами — что в то время было вызовом.

«Впрочем, одна художница явно была лишней — та, что увела у меня мужа», — заметила галеристка. Макс Эрнст активно помогал жене с выставкой и во время этих приготовлений увлекся Доротеей Таннинг. Пегги этот уход приняла с достоинством: когда в отношениях нет вдохновения, человека надо отпускать туда, где он его найдет.

Тем более для Пегги это был уже третий брак — опыт расставаний имелся. В 1949 году венецианский дом Пегги окончательно превратился в музей — хозяйка при этом продолжала в нем жить, соседствуя с произведениями искусства. За десяток лет коллекционирования Пегги собрала более 300 работ важных мастеров XX века, включая шедевры Пикассо, Модильяни, Северини, Миро, Кандинского, Магритта и других. В 1976 году Музей Пегги Гуггенхайм вошел в состав Фонда Гуггенхайма. В 2012 году галерея Пегги Гуггенхайм была признана самой посещаемой в Венеции. В год музей посещает более 400 тысяч человек. В мае 2013 года внуки Пегги Гуггенхайм подали в суд на Фонд Гуггенхайма. Все дело в том, что Фонд нарушил условия хранения коллекции, которые Пегги установила перед смертью. Галеритска хотела, чтобы ее коллекцию хранили в едином собрании в здании Палаццо Веньер дей Леони.

Фонд же убрал часть картин в запасники, чтобы освободить пространство для временных выставок. Внуки Пегги Сандро Румни и Николя Элион посчитали это возмутительным. Ранее потомки Пегги уже подавали в суд на Фонд по той же причине в 1994 году и проиграли дело.

У Пегги было чутье на таланты. Она не раз поддерживала молодых художников и литераторов. Марк Ротко, Вильям де Кунинг, Александр Кальдер — для них выставки в галерейных пространствах Пегги были одними из первых в карьере. Именно Гуггенхайм распознала в молодом Джексоне Поллоке будущую легенду и назначила ему ежемесячное пособие, благодаря которому художник смог оставить работу и полностью посвятить себя живописи. Если бы не Гуггенхайм, возможно, один из самых дорогих художников современности никогда бы и не стал таковым. Благодаря же Пегги он приобрел популярность еще при жизни.

В 1943 году Пегги заказала Поллоку огромную работу «Фреска» (The Mural) размером примерно 2,5 на 6 метров, которая стала поворотной в его карьере. Поначалу Поллок действительно должен был рисовать фреску, но по совету Дюшана решил создавать работу на холсте — чтобы она была транспортабельной. С «Фрески» начался переход Поллока к абстрактным масштабным полотнам, создаваемым при помощи разбрызгивания красок без прикосновения кисточки к холсту. Это то, чем прославился маэстро.

В 1951 году Пэгги Гуггенхайм подарила «Фреску» Университету Айовы. Точная стоимость работы неизвестна, но застрахована она на 140 миллионов долларов. Несмотря на любвеобильность Пегги, очевидных свидетельств ее романа с Поллоком нет. Это лишь один из сотни случаев, когда сумасшедшая поклонница современного искусства подарила миру отличного художника — благодаря своей в него вере. После третьего брака Гуггенхайм больше не выходила замуж, однако украшала свою жизнь яркими встречами и романами. Она влюблялась в талант, любила жить смело и красиво, а поэтому всегда легко начинала новые романы — и так же их заканчивала.

Тем не менее со временем череда неприятностей с близкими заставила Пегги окончательно переключиться на другие объекты любви — картины и собак. С родными детьми Пегги общалась не так много, как и с восемью внуками. Пегги Гуггенхайм похоронена в саду своего венецианского музея. Рядом с ее мемориальной табличкой установлена другая — памяти 14 любимых собачек породы лхаса апсо.

И хотя сама она не рисовала картин, но тоже была художником — человеком, который преображает реальность. По сути, так ярко и насыщенно прожить жизнь, дав поддержку десяткам талантов, — тоже большое искусство.К слову, Пегги Гуггенхайм была последней, кому власти Венеции разрешили иметь личную гондолу.

 

 

Нашли ошибку? Сообщите нам!