Продолжаем путешествие по великим галереям мира. На этот раз перенесемся в Италию, чье историческое наследие может удивить даже искушенных ценителей.
Следующее место — выбор как раз для вас.
Пинакотека Брера — шкатулка Милана, хранилище выдающихся художественных шедевров со времен Средневековья до ХХ века.
Определение «пинакотека» образовано от двух древнегреческих слов: «доска» и «хранилище», то есть место для хранения живописных изображений. Дворец, или палаццо, Брера, в котором находится музей, был построен на месте монастыря XIV века. Название свое он получил благодаря местоположению — в историческом квартале Брера (от итальянского braida или brera, что переводится как «земля, очищенная от деревьев»).
Двести лет дворец существовал как иезуитский колледж, а к концу XVI века пришел в такое обветшалое состояние, что было решено его перестроить. Для этого пригласили лучшего на тот момент архитектора Италии — Франческо Марию Риччини, и в 1627 году работы начались. Вспышка чумы затормозила процесс, поэтому работу великого Риччини заканчивал его сын Джан Доменико.
В обновленном дворце, площадь которого значительно увеличилась, королева Мария Тереза Австрийская решила устроить «культурный кластер» и разместила здесь школу, библиотеку и ботанический сад. А в 1776 году она издала указ, что отныне здесь будет располагаться Академия изящных искусств Брера. Картинная галерея начинает свою работу в 1809 году, специально для студентов академии.
Основу коллекции составляют религиозные произведения, но также здесь представлены произведения Микеланджело, Айеца, Караваджо, Браманте, Лотто, Модильяни, Мантенья и многих других.
Во время Первой мировой войны вся коллекция галереи была вывезена в Рим, где в сохранности пережила непростые времена и вернулась в родные стены сразу после их окончания. Вторая мировая война оставила больший след и разрушила 30 залов галереи из 38. Но благодаря Фернанде Виттгенс — первой женщине-директору музея в Италии, сыгравшей судьбоносную роль в жизни Пинакотеки, — коллекцию удалось спасти, а музей в буквальном смысле восстал из пепла к 1950 году.
В 2014 году Фернанде было присуждено звание Праведницы народов мира, а 1 октября 2018 года в Пинакотеке открыли кафе Fernanda, которое находится в последнем, 39-м, зале — как финальный аккорд музейного маршрута и посвящение легенде Виттгенс.
Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504)
Картина «Обручение Девы Марии» была написана молодым Рафаэлем (ему был всего 21 год) и знаменовала собой завершение его ученичества в Перудже у Пьетро Перуджино. Это его самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней.
На заднем плане на соборе Рафаэль оставил свою подпись и дату, написанную римскими цифрами MDIIII. Эту картину Рафаэлю заказало семейство Албиццини, одно из богатейших в Чита-ди-Кастелло, для своей капеллы в церкви Сан-Франческо. Художник взял тему из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвел прямо у него в руках (в другом варианте — из посоха Иосифа вылетела голубка). Полотно долгое время кочевало по разным церквям и капеллам, пока в 1806 году его не выкупил пасынок Наполеона Евгений де Богарне как раз для Академии изящных искусств. В 1958 году картина пострадала от руки вандала, ударившего по ней молотком. Реставрацией занялись только в 2008 году и в 2009-м вернули на ее почетное место.
«Обручение девы Марии» Рафаэля является одной из самых известных и почитаемых картин художника.
Картина Франческо Айенца «Поцелуй» (1859)
Самая тиражируемая работа Франческо Айеца.
Главные персонажи картины — отсылка к Ромео и Джульетте Шекспира или Лучии и Ренцо из романа «Обрученные» Алессандро Мандзони.
Айенц задумал эту картину в 1859 году по случаю выставки в музее Брера, посвященной Рисорджименто. (Рисорджименто — это период, обозначивший длинную череду войн, которые освободили Италию от иностранного господства.)
Полотно произвело фурор на выставке, где в основном были представлены большие картины с битвами. Небольшой холст, изображающий влюбленную пару, который, на первый взгляд, не имел ничего общего с темой войны за независимость, стал очень популярным среди посетителей. Но Айенц и не думал изображать любовную сцену. Его идея была в том, чтобы символически представить союз между двумя странами — Италией и Францией — в эпоху Рисорджименто.
Полотно впервые было выставлено в Пинакотеке Брера в 1859 году, но в собрание галереи попало только в 1886-м.
Важен тот факт, что художник написал пять задокументированных вариантов «Поцелуя»: четыре картины маслом и одну — акварелью. Все копии отличаются размерами, архитектурными деталями, цветом платья героини и белой тканью на ступенях рядом с парой. Версию с покрывалом на ступенях художник создал для себя. Это полотно он отправил на Всемирную выставку в Париж в 1867 году, где его купил российский великий князь Владимир Александрович, младший брат будущего русского императора Александра III и дядя Николая II. Картина передавалась по наследству его потомкам, а в 2016 году была продана на аукционе Christie’s за 1 миллион 865 тысяч долларов США. Еще два варианта «Поцелуя» находятся частных коллекциях. Одних из них — с девушкой в белом платье — выставлялся на торги Sotheby’s в 2008-м, где был куплен за 1 миллион 207 тысяч долларов.
Эта картина — одна из часто цитируемых работ в массовой и потребительской культуре. На ее основе компания Perugina (один из ведущих итальянских производителей шоколада) в 20-е годы создала дизайн упаковки для конфет Baci, в одном из эпизодов фильма «Чувство» режиссер Лукино Висконти повторил композицию кадра с отсылкой к картине, а художник Джироламо Индуно в своей картине «Тоскливое предчувствие» (1862) изобразил на стене полотно Айенца.
Андреа Мантенья «Оплакивание мертвого Христа»
«Оплакивание мертвого Христа» — не только самая известная картина Андреа Мантеньи, но и одна из самих необычных в мировой живописи.
Точная дата создания картины неизвестна; предположительные датировки колеблются от 1466 до 1500 года.
Известно, что эта картина была очень дорога Мантенье и хранилась в его доме до самой смерти художника, где после и была обнаружена. Считается, что единственное сохранившееся до нашего времени «Оплакивание мертвого Христа» — это авторская копия, а оригинал безвозвратно утерян. В работе необычно использованы законы перспективы: художник нарочито нарушил классические принципы организации пространства и изменил пропорции. Можно заметить, что ступни Христа явно уменьшены, а голова, напротив, увеличена. Мантенья сделал это намеренно, поскольку передача правильного ракурса помешала бы восприятию главного в картине.
Интересен факт, что в 2006 году между городами Милан и Мантуя развернулось настоящее сражение за полотно. Дело в том, что, когда отмечалось 500 лет со дня смерти художника, центром торжеств должна была стать Мантуя — город, где Мантенья жил и работал большую часть своей жизни и где он был погребен. Однако Пинакотека Брера отказалась предоставить «Оплакивание мертвого Христа» для мантуанской выставки. Скандал разросся такой, что его вынужден был решать тогдашний министр культуры Италии Франческо Рутелли. В результате миланским специалистам удалось доказать, что темпера на холсте Мантеньи слишком хрупкая и не выдержит транспортировки даже в близлежащую Мантую. Впрочем, нельзя отрицать, что давнее культурное соперничество североитальянских городов здесь тоже сыграло свою роль.
Нашли ошибку? Сообщите нам!