В бизнесе либо есть деньги, либо их нет. Разбираемся с финансовой стратегией бизнеса.
Татьяна Полтавец — консультант в формировании финансовой стратегии бизнеса, экс-CFO, бизнес-практик, преподаватель КУ РЖД, экс-руководитель программ бизнес-образования Executive MBA и MBA Академии управления.
Большие разочарования
Ответьте на вопросы:
Мир бизнеса — это сложная акватория. Тот, кто не инвестирует в финансовые знания о своём бизнесе, становится уязвимым и быстро проигрывает. Многие провалы происходят не из-за злого умысла, а из-за банальной неподготовленности.
Итак, ФИНАНСЫ — это check-up бизнеса, это не просто термин — это МОЙ БИЗНЕС, это способ достижения целей бизнеса с помощью понятных всем показателей в виде цифр. Но, цифры — это молчаливые существа, они имеют значение только тогда, когда мы их интерпретируем — примеряем к своему бизнесу из прошлого через настоящее в будущее.
И тогда ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ — это способ найти точное и разумное решение в достижении целей и оцифровать.
Разберемся, НУЖНА ЛИ МОЕМУ БИЗНЕСУ ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ?
ЗАЧЕМ бизнесу финансовая стратегия?
Первое — установить, из какой роли: «собственника» или «менеджера» задаем вопрос. Зачастую, в жизни происходит так: «Я хочу дивиденды увеличить» — это запрос «собственника» бизнеса, который вложил капитал и несет риски, и: «Нет, у нас так в бизнесе не получится — поставщики не дадут, клиенты не оплатят, рынок «падающий» (To make a long story short) — это ответ в роли «менеджера». Разработанная финансовая стратегия, как «договор о намерениях», позволяет собственнику и менеджеру быть не оппонентами, а союзниками в достижении общих целей, она как ключевой элемент согласования интересов всех сторон — позволяет перевести абстрактные цели и опасения в конкретные и измеримые.
ЧТО делаем, чтобы финансовая стратегия появилась?
Второе — разбираемся в ценности системы измерения работы компании через призму финансовых показателей.
Существует непреложная истина: нельзя управлять тем, чего нельзя измерить. Измеряем и разделяем основу основ: это доходы и расходы, денежные поступления и платежи. А далее их интерпретируем: прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость, операционный рычаг, рентабельность активов, финансовый цикл и т.д. Смотрим на деятельность через призму 10 основных взаимосвязанных элементов в системе результативности: Активы / Обязательства / Собственный капитал / Инвестиции / Дивиденды / Совокупный доход / Выручка / Расходы / Прочие прибыли / Прочие убытки.
В разработке стратегии устанавливаем ту самую истинную взаимосвязь элементов. Например, сколько требуется привлечь свободного денежного потока в год, чтобы не допустить «кассовых разрывов», сколько мы заработали или потеряли на привлечении заемных средств, сколько дней в году компании нужно «прожить» на собственных деньгах…
КАК применяем финансовую стратегию?
Правило non аnalyze to death — нет никакого смысла «анализировать до смерти». Смысл есть лишь тогда, когда мы подбираем важные показатели, которые являются метриками успешности нашей компании, которые позволяют нам в управлении использовать их. И именно эти показатели выносим на «панельную доску». И тогда и собственник бизнеса, и его команда одинаково понимают, куда идем и как будем измерять результат достижения цели.
5 гигиенических правил для собственника бизнеса:
«Моя ответственность за то, что Я:
Что можно сделать уже сейчас? Вот несколько непреложных истин:
Предприниматели попадают в беду, просто потому что не потрудились как следует изучить правила игры. В этих условиях глубокие знания или профессиональная консультация становятся вашим главным стратегическим преимуществом и источником влияния.
Татьяна Полтавец 8(914)791-71-80 @Tatyana_PoltavetcНашли ошибку? Сообщите нам!