opinion

Площади — главные общественные пространства

Начнём с определения, которое я бы хотел опробовать на читателях, обещаю, что к нему мы вернёмся позже:  Город — пространство экономического и социокультурного обмена человека. 

22 сентября 2025 г.

Также нужен еще небольшой контекст: Однажды в России появился урбанизм, в 2012–2016 годах начали появляться блогеры об этом, книги в русском переводе и многие архитекторы вдохновились её, урбанистики, духом. Мы, очевидно, среди них.
Теперь, спустя более чем десять лет, получается на практике реализовывать то, что раньше казалось лишь мысленным экспериментом, концепцией.

Теперь, снабдив вас контекстом и некоторой наукообразностью данного текста приступим: 
В размышлении хотел бы рассказать о небольшом, но очень показательном проекте, который завершился в 2024 году и буквально в июле 2025, совсем недавно, стал для меня настоящим откровением. 

На месте бывшего кластера металлических гаражей и уличных туалетов с одним из наших постоянных заказчиков мы реализовали проект создания новой улицы и малой площади, фото прилагаю. В момент проектирования это казалось правильной идеей — создать локальную площадь. Контекст сам подталкивал меня к данному решению, исходный участок занимал центральную позицию в локальном городском контексте. Во Владивостоке вообще практически нет площадей как устойчивой городской формы, но показалось, что центральным объектом района должна быть малая площадь, и это в каком-то смысле был карго-культ, воспроизведение формы с неполным пониманием содержания. Урбанистика начинила меня определёнными установками и ценностью городской площади как важной типологии среди них. В июне 2025 на это площади открылась первая кофейня, а позже и полноценное кафе. Какое же удовольствие я испытал, когда оказался там в качестве посетителя. Как приятно осознавать, что городская жизнь, пульс города, его атмосфера поддаются улучшению и проектированию. Оказалось, что площадь как объект имеет практически магический эффект, потому что придаёт любому действию монументальность и важность. Фотография не передаст того очарования, которое способно создать пустое пространство площади. 

Сидя на террасе, наблюдая за театром жизни, разворачивающим свой сюжет на столь чистой канве, невольно приходишь к мысли о том, что площадь, как бы это очевидно ни было — сильнейшее общественное пространство в инвентаре архитектора-градостроителя. Кажется, в сердце каждого живого сообщества площадь создает концентрацию городской жизни, место концентрации идентичности. Буквально нет иной такой типологии. 

И если мы хотим воссоздать культуру площадей, как центров городской жизни районов, — как поступать, где искать те самые места, где площадь имела бы шансы на создание драматических перемен? Кажется, ответ напрашивается сам собой: локальные центры. 

Локальные центры образуются сами собой, как естественные сущности органического экономического развития города. Они (локальные центры) также могут быть и сознательно созданы в опоре на экономические предпосылки и тенденции развития города. 

В любом случае, органический или спланированный, он является результатом концентрации процессов экономического обмена (в основном)  в обозначенной локации. Если вернуться к определению, то можно заметить, что социокультурный аспект отделён от экономического. Вдумчивый читатель мог бы и возразить против такого разделения, ведь любое сообщество по определению социально и точно обладает некой культурой, тем не менее мой аргумент заключается в том, что, определив сущности, мы можем попробовать их в поисках оптимального баланса. 

Кажется, органические процессы, порождающие локальные центры, не создают упорядоченные, осмысленные пространства, такой результат достигается целенаправленной градостроительной и архитектурной деятельностью. Архитектурное решение локального центра само по себе может вносить существенный вклад в культурную составляющую локации, обеспечивая неисчерпаемый источник новой идентичности и самости.

Нашли ошибку? Сообщите нам!