У многих жителей Владивостока есть воспоминание: любоваться морем на «Юбилейном» пляже с красной коробочкой лапши в руках. Бренд азиатского стритфуда «Чи-Фань» стал неотъемлемой частью атмосферы города, однако прежде чем завоевать сердца приморцев, основателю бренда Дмитрию Маркову вместе с партнерами и командой пришлось пройти непростой путь. Предприниматель рассказал, как появлялись первые точки и с какими вызовами они столкнулись при масштабировании.
18 сентября 2025 г.Удивительно, но судьба Дмитрия Маркова могла сложиться совсем другим образом: в юности он активно занимался футболом и планировал посвятить этому жизнь. К восемнадцати годам оказался в молодежной структуре команды «Луч-Энергия» и даже получил первую запись в трудовой книжке: «футболист-профессионал». Но не прошло и года, как разочаровался в этой сфере.
Решил попробовать силы в роли бармена, и неожиданно это ремесло его затянуло. В 2011 году снова оказался на распутье и совершил серьезный шаг — переехал в Москву. В столице проработал три года и достиг позиции бар-менеджера, но затем понял, что уперся в потолок и пора возвращаться домой, во Владивосток. В 2015 году вместе с партнерами приступил к открытию собственного дела, столовой с русской кухней под названием «Мама, я не голоден». Проект стал важным этапом перед основанием первой точки «Чи-Фань».
Ресторанный рынок Владивостока всегда развивался особым образом: в отрыве от центральной России и в тесной связи с азиатским регионом. В 2014–2016 году Дмитрий вместе с партнерами часто ездил в Китай, Корею и Японию и с головой погружался в атмосферу азиатских улиц. И в голове постоянно крутилась мысль: как так вышло, что в самом азиатском городе России нет яркого азиатского формата уличной еды?
Ответом стало открытие стритфуда «Чи-Фань». Первую точку запустили на пляже «Юбилейный», так как еще одна характерная черта Владивостока — ярко выраженная сезонность. Летом город наполняется туристами, и прогулочная зона на набережной была идеальным решением для старта.
Команда разместила фуд-корнер с полупрофессиональным оборудованием и расставила вокруг пластиковую мебель. Всего инвестиции достигли порядка 400 тысяч рублей, а ставку сделали на несложные в приготовлении блюда в традиционной китайской сковороде вок — лапшу и рис. С первого дня новая точка привлекла внимание прохожих, и постепенно «Чи-Фань» превратился в одно из самых посещаемых заведений у моря, появились новые точки. Пик пришелся на 2024 год: 14 заведений и собственная служба доставки.
Непростой задачей оказалась работа с персоналом. Когда проект подрос, на руководящие должности решили искать людей внутри компании, которые ранее занимали линейные позиции. Однако у новоявленных менеджеров не оказалось базовых управленческих компетенций и жизненного опыта, что привело к раздутию штата и большому количеству неотлаженных процессов.
Тогда начали с переоценки принципов работы и аудита команды. Удалось вывести ключевые правила кадровой политики, которые работают до сих пор.
Это позволило компании сократить издержки и выстроить новую, более четкую структуру, где у каждого есть своя зона ответственности.
Главным вызовом, с которым столкнулся «Чи-Фань», оказался зимний сезон: летом гости выстраивались в очереди за лапшой, но в холодное время года начинался простой. Выходом из ситуации оказалась доставка. Впервые эту опцию запустили в 2020 году через агрегатор «Яндекс Еда». Оказалось, что доставкой пользуются люди, ранее не посещавшие офлайн-точки — офисные работники и «голубые воротнички». В зимнее время они оформляли заказы онлайн, а в летнее, привыкнув к любимой еде, наведывались в заведения. Таким образом, доставка стала мостиком, который привел к «Чи-Фань» тех, кто раньше проходил мимо.
По словам ресторатора, зимой доставка дает более 50% оборота, а в среднем за год ее доля составляет около 30%. Сейчас сеть параллельно развивает собственную доставку, но и пользуется площадкой Яндекс Еды. Сотрудничество с агрегатором на первых порах снимает с ресторана заботы о рекламе и удобстве заказа: сервис решает эти вопросы, а команда спокойно уделяет внимание кухне и гостям.
Весь пройденный путь научил команду «Чи-Фань» принимать решения, основанные на цифрах и фактах. Теперь, прежде чем запускать что-то новое, компания глубоко анализирует рынок, конкурентов и потребности клиентов. Вот несколько принципов, которые стали ключевыми:
Ошибки неизбежны, но нужно не бояться их признавать и превращать в точку роста. Именно это делает бизнес живым и позволяет ему оставаться на плаву.
Нашли ошибку? Сообщите нам!