opinion

Валентина Хегай: «Системность процессов компании делает ее устойчивее к изменениям»

Для любой компании важно время от времени переосмыслять свои бизнес-процессы, чтобы улучшить сервисы, сократить расходы и усилить конкурентоспособность. Бизнес-консультант Валентина Хегай профессионально диагностирует слабые места в операционной деятельности бизнеса и ежегодно помогает десяткам компаний Приморского края и России кратно увеличивать прибыль. В интервью OFF Валентина рассказала, как оптимизация процессов помогает бизнесу справляться с периодами рыночной турбулентности.

16 октября 2023 г.

Каждый случай индивидуален или существуют распространенные проблемы, которые вы обнаруживаете при анализе работы компаний?

Безусловно, есть совпадающая проблематика, например, отсутствие систематизации процессов, низкая дисциплина, низкая исполнительность, недостаток грамотных специалистов и нехватка персонала в целом. Но, как правило, причины проблем всегда разные, как и их решения.

 

Как вы определяете, какие процессы требуют оптимизации и какие подходы используете для улучшения?

Прежде всего, спрашиваю заказчика, на какие проблемы он обращает внимание. Если проблема неявная, то смотрю на показатели компании, изучаю отчетность. Важно, где она ведется: в Excel, на бумаге или есть BI-платформа. Это тоже говорит об уровне компании и подходе собственников к управлению своим бизнесом.

Как правило, из общих показателей уже можно сделать вывод, в какую сторону необходимо двигаться. Далее проводится аудит процессов: сначала верхнеуровневый, а потом — более детальный.

 

Какие результаты компании могут ожидать от оптимизации?

Главный результат — экономический эффект во всех его проявлениях: высвобождение замороженных денег из запасов, повышение уровня сервиса, увеличение товарооборота компании, уменьшение уровня неликвидов.

 

Какую роль сыграет цифровизация и использование новых технологий в вашей работе?

Самую непосредственную. Сейчас на рынке программного обеспечения есть все, но я всегда за то, чтобы оптимизировать процессы с наименьшими затратами, то есть ресурсами внутри компании.

Например, у меня был случай, когда нужно было внедрить работу с товарами без движения в продуктовой сети. Это остатки номенклатуры, которые не продаются или не списываются, то есть находятся без движения в магазине какое-то количество дней. Какое количество дней — зависит от категории товаров.

Тогда я реализовала работу с товарами без движения силами внутренней команды BI-разработчиков, написав техническое задание для создания специального отчета.

Потратила ли компания дополнительно деньги для улучшения процессов? Нет. Только в рамках уже регулярного ФОТ отделов. Улучшились ли показатели компании? Да, мы вытащили более 22 млн рублей из товарного запаса неликвидов за полгода, потому что, благодаря этому отчету, нашли в подсобках и на складах магазина товар и выставили его на полку с ценником. 

 

Сложно ли решать вопросы адаптации и обучения персонала?

Многое зависит от готовности самой команды к изменениям, но на самом деле очень сильно влияет позиция самой компании или ее руководства. Нужно быть готовыми достойно платить высококвалифицированным сотрудникам либо вкладываться в обучение уже имеющихся. В обоих случаях есть риски, поэтому правильного или неправильного варианта здесь нет.

 

Влияют ли изменения на рынке ритейла на оптимизацию бизнес-процессов?

Конечно. Времена пандемии заставили большую часть продуктовых рителейров развить свой собственный интернет-магазин или использовать площадки Сбер- или Яндекс-Маркета и внедрить кассы самообслуживания.

Прошлый год запомнился бешеным спросом на сахар и гречку, а также массовым уходом иностранных производителей с нашего рынка. Тогда у меня был кейс работы с системой прогнозирования Forecast NOW!. Ребята-разработчики на основе моей идеи внедрили учет спроса на товары-заменители дефицитных товаров для прогнозирования расчета заказов.

 

Какие практики или стратегии вы рекомендуете компаниям для поддержки оптимизации бизнес-процессов?

Самое важное для руководителей бизнеса — развитие синергии команды. Необходимо, чтобы каждый сотрудник компании понимал, как результаты его деятельности влияют на общую цель и исполнение миссии компании, а также работу других отделов.

Начинайте систематизацию процессов прямо сейчас и не бойтесь вкладывать в это временные и денежные ресурсы. Чем более системно настроены процессы компании, тем она более устойчива к внешним изменениям, включая экономические. Но не забывайте о балансе между дозволенным хаосом и уровнем бюрократии.

Не бойтесь автоматизировать процессы, наоборот, всегда двигайтесь в этом направлении.

текст: Оксана Усова

стиль: Ольга Гнатюк
фото: Дарья Реуцкая
макияж/причёска: Анна Огай
локация: фабрика заря
образ: Charmstore, Владивосток

Перейти в WhatsApp

Нашли ошибку? Сообщите нам!