facts

Людмила Шек: как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Людмила Иннокентьевна Шек — клинический психолог 1 категории.

Стоит начать с того, что адаптация — это одна из первостепенных и основных задач нашей психики. Соответствовать (то есть уметь жить и активно взаимодействовать) условиям окружающей среды и обществу важно для выживания индивида, куда бы его ни закинула эволюция.

Психологическая адаптация — это процесс взаимодействия психической активности личности с общественными, культурными и социальными требованиями среды, а также ее условиями жизнедеятельности человека.

05 сентября 2023 г.

Каждый ученик, помимо знаний, в школе получает возможность «примерить» на себя социальную модель той жизни и тех условий общества, в которых ему предстоит реализовать себя во взрослом возрасте. Как бы ни сложилась его судьба, по большему счету ему не избежать социума, где все живут и действуют по примерно одинаковым законам и принципам. Поэтому помочь ребенку адаптироваться к новой школе означает создать в его мышлении модель правильного восприятия дальнейшей жизни вообще. Соответственно, неудачная адаптация и «травматизация» из-за неспособности найти свою компанию и друзей в школе могут привести к тому, что личность в дальнейшей жизни может проявлять излишнюю агрессию. Также ребенок, который не получил поддержку в социальной школьной среде, может стать пассивным (выученная беспомощность), неспособным отстоять свои ценности и интересы, а в некоторых случаях вообще будет сторониться любого контакта с людьми.

Первый закон успешной адаптации можно выразить так: «Принимай ситуацию, в которой оказался, такой, как она есть, при условии, что это тебе не вредит». Для того чтобы помочь своему ребенку выполнить первый пункт, постарайтесь заранее узнать как можно больше про новую школу, в которую планируется переход. Можно сходить на собеседование вместе с ребенком, попросить учителя провести вас по школе и показать расположение классов, туалетов, столовой. Задача родителя заключается в том, чтобы сделать все возможное в рамках подготовки ребенка к первому учебному дню в новом пространстве: школьник должен ориентировался в здании учебного заведения, а также лично знать завуча и классного руководителя. Кроме того, родителям рекомендуется выяснить как можно подробнее, какие существуют правила внутреннего распорядка в школе, узнать о форме одежды, а также насколько там строго относятся к пирсингу, необычным прическам, крашеным волосам, макияжу и вообще, что считается нарушением дисциплины. К вышеперечисленному стоит добавить еще несколько штрихов. Постарайтесь выяснить, какие возможности для развития, помимо учебных дисциплин, может предоставить школа. Часто детям легче найти компанию по интересам в кружках, творческих клубах, спортивных секциях. По возможности пообщайтесь с учениками, родителями и учителями: возможно, есть традиции или негласные правила, о которых администрация школы не обязана информировать. В итоге вы с ребенком должны полностью понимать, в какую среду он попадет в новой школе и насколько в вашей семье готовы принять эти изменения.

На что еще стоит обратить внимание родителям в период подготовки ребенка к новой школе, так это на его умение отличать ситуацию, где ему что-либо на самом деле угрожает (начинается буллинг, жестокое отношение педагога или старшеклассника и т. д.) от ситуации, где он злится или грустит, потому что не оправдались его ожидания (не та оценка, недостаточно внимания от педагога или одноклассников и т. д.).

Постарайтесь месте с ребенком разработать план действий и подумайте, как вы теперь будете действовать и что поменяется в вашей повседневной жизни в связи с переходом в новую школу, что можно предпринять, чтобы учеба была в удовольствие, а трудности — посильными.

Второй закон успешной адаптации: «Принимай окружение, в котором оказался, таким, какое оно есть, если только оно не становится для тебя опасным».

Здесь особенно важно объяснить школьнику, что индивидуальность должна служить, помогать, но никак не вредить и не настраивать общество против тебя самого. Это особенно касается школьников подросткового возраста. Каждый родитель знает сильные и слабые места своего ребенка в коммуникации со взрослыми и сверстниками. Их стоит обсудить. Постарайтесь подбодрить школьника, дать советы, касающиеся его слабых сторон, исходя из своего опыта (например, если он стеснительный или его голос слишком тихий, а возможно, ваш ребенок, наоборот, бывает излишне напорист т. д.). Но не всегда имеет смыл рассчитывать только на свой собственный опыт. Вы можете чего-то не знать (и это нормально) или недостаточно изучить вопрос, поэтому в некоторых случаях важно обратиться к специалистам: психологам, логопедам и т. д. Если все же вы хотите обойтись собственными силами, постарайтесь изучить материалы по теме слабых сторон у подростков в интернете на профильных сайтах или в соответствующих книгах.

Развивайте в своем ребенке разумные ожидания — это немаловажный аспект успешной адаптации. Чем раньше ваше чадо осознает, что никто не обязан его любить с первой встречи просто за то, что он есть: ни учителя, ни одноклассники, тем крепче будет его самооценка и связь с реальностью. Объясните ему, что поначалу придется осмотреться, наладить хоть какой-нибудь контакт с одноклассниками и со временем обязательно появятся и друзья среди них.

Старайтесь не давить на ребенка, не передавать ему свои страхи и тревоги. Честные, открытые отношения позволят вам быть в курсе всех или хотя бы большей части событий, которые происходят в жизни вашего ребенка-школьника. Если он доверяет вам, рассказывает о своих переживаниях, страхах или сознается в некрасивых поступках, ни в коем случае не ругайте его, не осуждайте и не обесценивайте его чувства, никогда не передавайте третьим лицам (без его согласия) все то, о чем рассказал вам ваш сын или дочь. Это может подорвать у него доверие к вам и к миру навсегда. Ни в коем случае не хвалите и не ругайте ребенка прилюдно. Скажите все, что хотите, когда вы останетесь наедине. Принимайте сторону ребенка, общайтесь с позиции «даже если ты совершил плохой поступок, это огорчает меня, как и тебя, но меньше любить тебя из-за этого я не буду». Вместо критики и обвинений расспросите ребенка о его мотивах, объясните, что чувствуете сами, и поддержите его в том, как можно исправить ситуацию или минимизировать вред от его поступка. Если исправить ничего нельзя, то стоит с ребенком обсудить ситуацию с позиции того, чему она смогла его научить и какие важные выводы нужно сделать, чтобы движение вперед стало безопасным и (по возможности) приятным. Не требуйте мгновенно извиняться, попросите прощения за него сами — дайте ему увидеть, как это делается и как на это реагируют окружающие. Ваша задача как родителя — помочь своему ребенку осознать последствия ситуации, которая с ним случилась, и самостоятельно принять решение, в том числе по поводу извинений.

Помните: когда вы передаете хотя бы частичную ответственность за принятые решения своим детям, то есть доверяете им, вы совершаете значительный шаг вперед в обучении их осознанным поступкам и умении действовать самостоятельно, уважая себя и других.

Нашли ошибку? Сообщите нам!