facts

В чем сила документального кино в эпоху Netflix and Chill?

Мы живем в обществе информационного перенасыщения и «поглощаем» контент везде и всюду. Быстрый рост объема данных, постоянное обновление новостей, огромное число сообщений и уведомлений – это постоянная перегрузка, в которой, с одной стороны, большой объем информации позволяет быстро находить ответы, учиться новому и оставаться в центре событий, с другой – мы теряем фокус, внимание, способность отличать важное от второстепенного, проверять источники, что является основой критического мышления.

В этом десятилетии документальное кино становится мощным маяком, которому доверяют и слушают, потому что оно обладает уникальной силой освещать темы, которые зачастую игнорируются или недооцениваются в массовых медиа, а также органично демонстрировать в одном фильме полярно разные взгляды на одни и те же сложные вопросы. Это могут быть проблемы беженцев, экологические кризисы, социальная несправедливость или культурные особенности различных народов. Благодаря этому «док» становится важным инструментом для повышения информированности и расширения горизонтов восприятия мира.

25 июня 2025 г.

Оксана Усова

журналист [off]


Ксения Закурко, режиссер-постановщик из Владивостока

Ксения, говорят, что популярность документального кино среди широкой аудитории в России за последние несколько лет сильно выросла. Как считаете, почему это так и может ли «док», как неигровое кино, составить конкуренцию сериалам, которые все сейчас так обожают?

Я считаю, что популярность выросла именно потому, что мы живем в мире информационного шума и распространения фейковых новостей, а потому люди ищут надёжный и проверенный контент.

Документальное кино, с его стремлением к отображению реальности, становится источником честной информации, анализа и, что немаловажно, человеческих историй. Зрители устали от вымысла и хотят видеть настоящую жизнь, с ее сложностями и радостями.

Хороший документальный фильм способен вызвать сильные эмоции, заставить задуматься, сопереживать героям. Он может изменить мировоззрение, вдохновить на действия, помочь лучше понять себя и окружающий мир.

Плюс немаловажно, что технологии сделали документальное кино более зрелищным и увлекательным. Часто в документальном кино используют различные техники для усиления зрительского внимания (как, например, анимация, которую мы применили в «Науке женского рода»), и такое кино аудитория перестает воспринимать как что-то скучное.

Когда речь заходит о конкуренции с сериалами, ситуация становится гораздо сложнее. Но в то же время многое зависит именно от нас — тех, кто творит документальное кино. Успех наших фильмов будет зависеть от того, насколько мастерски мы сможем сочетать информативность, увлекательность и эмоции, захватывая зрителя с первых минут и не отпуская до самого финала. Мы должны рассказывать истории, которые трогают сердца, заставляют задуматься и вдохновляют на перемены. И тогда «док» сможет не только конкурировать с сериалами, но и занять достойное место в сердцах зрителей.

 

Российские стриминговые сервисы Okko, Kinopoisk и другие не отстают от мировых трендов и ищут, спонсируют, публикуют на своих платформах документальное кино. Как вы считаете, это возможность показать широкому зрителю нечто принципиально новое, к чему этот зритель еще не привык, или же скорее попытка создать из документалки новый популярный жанр? Для вас, как для режиссера, это ограничение или скорее новые возможности?

Для меня это — настоящая возможность! Начну с того, что для меня путь в индустрию оказался чуть проще благодаря документальному кино, особенно здесь, в нашем регионе. Когда в твоей фильмографии уже есть полноценный фильм, это действительно придает вес твоему профессиональному статусу. И, что самое интересное, это отличный шанс показать, что документальное кино может быть не только информативным, но и по-настоящему развлекательным! Мне очень нравится, как сегодня многие авторы смело экспериментируют, и документальное кино все чаще пересекается с другими жанрами, открывая новые горизонты. Это большой простор для творчества!

 

Расскажите, над каким фильмом вы работаете сейчас и какие вызовы сопровождают этот процесс? Влияет ли региональность на уровень сложности воплощения вашей идеи?

Сейчас у меня в работе документальный фильм про один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Это будет своеобразный межкультурный диалог.

Вызовов хватает, и это только подогревает интерес. Этой весной я подавала документы на грант ИРИ — не прошли. Но удивительно, как это меня не расстроило! Команда рядом, поддержка сильная, а желание снимать не угасает. Мы уже планируем подавать заявки на другие гранты. Сейчас занимаюсь переписыванием сценария — появилась совершенно свежая идея, как по-новому преподнести материал. Значит, неудача с грантом — вовсе не повод сдаваться, а лишь шанс сделать проект еще лучше!

Затруднительно однозначно ответить на вопрос,  влияет ли региональность на сложность воплощения идеи. У меня есть опыт съемок только здесь, на Дальнем Востоке. Если говорить о технике, то стоит учитывать — у нас в городе всего один пункт аренды, и техника там бывает попадается на нужные даты зачастую уже занята. Поэтому лучше планировать заранее, чтобы не столкнуться с неожиданными препятствиями. Плюс специалисты второго состава (осветители, например) часто бывают заняты на коммерческих проектах. Приходится подстраиваться под эти обстоятельства.

Но в целом люди очень отзывчивые и готовы помогать. Может, работает принцип, что если ты на своем месте, то сама Вселенная будет тебе помогать (улыбается).

 

Продолжите фразу: снимать документальное кино на Дальнем Востоке – это?..

Смело! В целом, снимать кино здесь своими силами — это настоящий вызов и настоящее приключение. Вдохновляющая идея загорается внутри, и сердце радуется мысли создать что-то значимое. Но как только начинаешь — сталкиваешься с множеством препятствий: поиск финансирования, как я уже упоминала, — задача не из легких. Много вещей, которые могут сбить с толку и демотивировать. Однако важно помнить — рядом всегда есть возможности. Главное — уметь их заметить и умело использовать!

 

Топ-5 отечественных документальных фильмов, вышедших за последние несколько лет, которые вы советуете посмотреть читателям OFF?

«Жизнь человека. Последнее интервью», «Чип внутри меня», «Эдик. Сказка о подаренном и украденном детстве», «Берегите хулиганов», «Цвет нации», «Знаешь, мама, где я был?»


«Наука женского рода» – дебютный фильм Ксении Закурко в качестве режиссера-постановщика, снятый во Владивостоке и вышедший на экраны в 2024 году. Он рассказывает пять вдохновляющих историй женщин-ученых, которые молоды, полны амбиций и искренне верят: современная наука способна изменить мир. Мы связались с несколькими героинями «Науки женского рода», чтобы узнать, как их жизнь изменили съемки в документальном кино.


Татьяна Журавская, кандидат социологических наук, доцент Департамента социально-экономических исследований и регионального развития ШЭМ ДВФУ, руководитель Центра исследований постинститутов ШЭМ ДВФУ. Исследует российский Дальний Восток и Сибирь: приграничье, проекты развития (например, ДВ-гектар и будущее острова Русский), неформальную экономику и домохозяйство.

Каково было делиться своими личными историями и профессиональными достижениями в рамках этого проекта? Какие отзывы вы получили после премьеры фильма? Как они повлияли на вас? Что, по вашему мнению, делает документальное кино мощным инструментом научного и культурного просвещения?

Для меня этот опыт стал возможностью оглянуться назад и осознать, сколько всего уже сделано. Мое интервью получилось очень личным, и не всегда было просто рассказывать некоторые моменты. Несмотря на это, я очень довольна результатом, хотя сначала сомневалась, что смогу подойти для такой роли.

На съемках я практически не волновалась — прединтервью помогло мне понять, чего ожидать. Площадка была оживленной, меня окружало множество людей, а премьера фильма собрала еще больше зрителей. Мне нравилось получать разные отзывы: каждый отклик был уникален и ценен.

Особенно трогательными для меня стали слова моих студентов и аспирантов. Они стали гордиться мной — и это было очень неожиданно. Они говорили, что мой пример их вдохновляет и что делиться этим опытом — действительно круто. Раньше я никогда так о себе не думала, и эти слова заставили меня взглянуть на себя по-новому.

Я стала получать приглашения на интервью и почувствовала, что у меня есть «личный бренд». То, что я делаю, оказалось близким и интересным обычным людям. Это был, пожалуй, самый удивительный опыт.

Особенно здорово, что каждый, кто смотрел наш фильм, увидел в нем что-то свое. Мы делились своими историями, и самые живые отклики вызвали, конечно, личные переживания. Мои друзья, получив возможность посмотреть фильм, с радостью покупали мерч и гордо говорили: «Это моя подруга!» Я боялась, что фильм превратиться в жалобы о трудностях, с которыми сталкиваются женщины. Но зрители увидели совсем другое.

Например, мама моего мужа, профессиональная швея, после просмотра увидела себя. Она поблагодарила меня за фильм, сказав, что тоже нашла свое дело, и ей близки те проблемы, которыми я поделилась. Этот момент оказался невероятно ценным и согревающим сердце.

Как антрополог и социолог, я хорошо понимаю: документальные фильмы показывают лишь часть реальности, факты в своем особом контексте. Однако то, как меня и мою историю смонтировали в фильме, не противоречит моему собственному восприятию себя. Команда проекта была невероятно бережной и внимательной к нам, участникам. Ведь документальные фильмы — это настоящее окно в мир: они формируют оказывают влияние на картину мира, влияют на то, как мы видим и понимаем окружающую реальность. Не бояться рассказать о жизни во всех её проявлениях — значит помочь другим взглянуть на мир по-новому, открыть для себя что-то важное и незнакомое.

 

Александра Ким, кандидат биологических наук, доцент Института Мирового океана ДВФУ, член Korean Women Scientists and Engineers in Asia Pacific. Изучает, как микроорганизмы реагируют на разные виды загрязнений, а также бактерии, способные к разрушению углеводородов нефти в Дальневосточных морях.

Делиться своим личным опытом в профессиональной деятельности на камеру было волнительно и немного страшно. Поскольку понимаешь, что твой рассказ услышат не только твои студенты, коллеги и близкие, но и много других людей.

Еще очень понравилось, что в рамках данного проекта смогли немного показать не только мою жизнь в науке, но и наших студентов, которые с огромным удовольствием демонстрировали свои успехи.

Отзывы получила в основном положительные. Было очень приятно получить хорошие отзывы от детей после показа фильма в ВДЦ «Океан». Услышав комментарии от ребят, я еще раз убедилась, что делаю все правильно и нахожусь на своем месте.

Сила документального кино заключается в честности. Рассказ от первого лица о пройденном пути, со всеми остановками и препятствиями, придает фильму некую силу, которая может вдохновить других людей, столкнувшихся со сложностями в своей карьере идти дальше. В таком случае, скорее работает фраза «Если они смогли, то и я тоже».

Еще один фактор, который придает изюминку документальному кино –  это объяснение сложного простым и понятным для многих людей языком.

 

Надежда Сырбу, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий лаборатории комплексных исследований окружающей среды и минеральных ресурсов ТОИ ДВО РАН, со-руководитель совместного Российско-Вьетнамского Центра по морским геонаукам и технологиям. Занимается изучением состава и концентрацией газов в воде, почве, морских донных осадках; мониторингом и прогнозированием состояния окружающей среды и изменения климата

Делиться личным опытом — всегда вызов. Это не то, что делаешь легко. Поэтому, безусловно, в какой-то мере мне пришлось переступить через себя, рассказать о своем пути, достижениях и неудачах, планах на будущее. Этот разговор с собой и зрителем помог мне взглянуть на себя со стороны, оглянуться на своих коллег и их проблемы и понять, как много, оказывается, я не замечала… Еще больший интерес у меня вызывали живые дискуссии после просмотра фильма.  Рассказанные истории редко кого оставляли равнодушными – кто-то негодовал, что такого с ним не случалось и вряд ли такое могло произойти, кто-то наоборот был воодушевлен, что и его похожие проблемы были озвучены, что их услышали.

В этом, как мне кажется, и есть прелесть документального кино – никакой фальши, никаких придуманных историй, просто жизнь как она есть. Такие подлинные истории — не просто кино. Они вдохновляют, дают бесценные уроки и, что особенно важно для молодых ученых, рисуют реалистичную картину будущего, помогая преодолеть страх перед неизвестностью и смелее двигаться вперед. Честные не приукрашенные истории успехов и провалов должны стать ориентиром.

текст: Оксана Усова

Нашли ошибку? Сообщите нам!