В Дальневосточном федеральном университете стартовала образовательная программа «Кинопроизводство. От идеи до премьеры», позволяющая всем желающим попробовать силы в создании собственного фильма. Директором уникальной программы стал известный продюсер, актер Муслим Товбулатов, работавший над такими проектами, как «Легенда №17», «Движение вверх», «Белый Шаман».
Можно ли просчитать кассовый успех фильма? И каковы перспективы развития киноиндустрии Дальнего Востока? Обо всем этом — Муслим Товбулатов для журнала [off].
Муслим, расскажите о новой образовательной программе.
Основная цель этого проекта — собрать вместе тех, готов развивать кино и мечтает связать с этой сферой свое будущее. И, конечно, выявить таланты среди наших слушателей.
В нашей программе участвуют три типа слушателей. Первый — студенты, интересующиеся киноиндустрией. Второй тип — люди, которые ранее занимались кинотворчеством, но были вынуждены по каким-то причинам оставить эту сферу. И третий тип — действующие специалисты, для которых важен непосредственно нетворкинг — общение в творческой среде, получение новых инсайтов.
Что участники получат в итоге — помимо бесценного опыта и знаний?
Каждый из них отснимет собственный короткий метр, для которого самостоятельно напишет сценарий, а также попробует себя во всех киноипостасях — от режиссёра до оператора. Работы участников будут представлены на кинофестивале, после чего мы продолжим оказывать им поддержку в профессиональном развитии.
Муслим, почему вы решили работать именно с Дальним Востоком?
На Дальнем Востоке я бываю очень часто, много здесь работаю... На самом деле, это третий мой большой приход на Дальний Восток — уже дважды я предпринимал попытки развивать местную киноиндустрию.
Оглядываясь назад, я понимаю, что ставил перед собой слишком глобальные задачи, мечтая изменить всё и сразу. Сейчас я принял решение строить большие планы, но двигаться маленькими шагами. И первый шаг — это как раз обучение кадров совместно с ДВФУ.
Хочется собрать крепкую команду единомышленников — и развивать кино здесь, на Дальнем Востоке. Тут очень много талантливых ребят. Но эти таланты обязательно надо оберегать, помогать, взращивать, ведь оступиться в нашем деле очень легко.
Основная задача продюсера — обеспечить проекту успех. Действительно ли можно ли заранее спрогнозировать успех фильма?
Любой продюсер коммерческого кино обязан иметь чуйку, отслеживать тренды, понимать, что нужно обществу.
Когда мы снимали «Легенду №17», это было время метросексуалов. И я понимал, что прямо сейчас людям требуется абсолютно другое, настоящее мужское кино. С такими героями, на которых все мужики захотели бы быть похожими, а женщины — быть с ними. Я снял такое кино, и оно «выстрелило».
Второй важный момент: снимать надо качественно и современно. Мы не можем работать, как 30 лет назад, и ожидать кассового успеха.
А откуда берётся этот навык — та самая продюсерская чуйка?
Сложно сказать... Много лет назад я работал у одного гениального продюсера. У него была та самая чуйка: он безошибочно просчитывал успех картин, 90% его фильмов имели кассовый успех. Чему-то я, наверно, научился у него...
Когда вышла «Легенда № 17, все бросились снимать фильмы про великих спортсменов. У меня был соблазн продолжить в том же духе, но я остановился, так как понимал, что следующий такой фильм стоит выпустить не раньше, чем через 3-4 года — чтобы дать зрителю соскучиться. Причём это должно быть немного другое кино — про команду, про общую большую победу. Так появился фильм "Движение вверх".
А бывает так, что вроде все просчитано, но зритель картину не оценил — и кино провалилось в прокате?
Конечно. Есть фильмы хорошие, качественные, даже гениальные. Но бывает, что создатели ошибаются с маркетингом. Или выходят эти фильмы не в то время — например, параллельно на экраны выпускают «Звездные войны». Либо происходит глобальное мировое событие, которое отвлекает от фильма. Нюансов очень много! Но если фильм, действительно, стоящий, рано или поздно он найдёт своего зрителя — и его будут пересматривать вновь и вновь.
Есть, конечно, и фильмы-жвачки, однодневки — они, возможно, и окупятся, но повторно их смотреть никто не будет. Потому что в них нет глубины, идеи, нет любви...
А у вас есть фильмы, которые вы пересматриваете?
Обожаю Тарковского — его я как раз могу пересматривать несколько раз. «Свой среди чужих, чужой среди своих» — очень талантливый фильм. «Достучаться до небес» — люблю это кино из-за последней сцены — думаю, как и большинство. «Фонтан», «Пи» — считаю, что это гениальные фильмы.
Лично для меня важно, чтобы кино вдохновляло, заставляло думать, меняться в лучшую сторону — или хотя бы давало в конце надежду. Как, например, «Возвращение» Звягинцева.
К сожалению, после 2000-х меня мало что цепляет. Из последних проектов понравилась «Дюна» — это действительно визуальный катарсис. Но такое кино нужно смотреть только на большом экране.
Сегодня фильмы борются не столько между собой, сколько за внимание зрителя. Борются с цирком, с рестораном, с поездками на природу, с компьютерными играми, онлайн-платформами... И, пожалуй, только такие фильмы-события, как «Дюна», могут привлечь зрителя в кинотеатр.
Вы обучались киноискусству в России и за границей. Какая школа вам ближе, русская или американская?
Главное, чем отличается американское и русское образование — это динамика. Если Америка — это Чехов, то Россия — Достоевский. У нас всё делается через паузу, осмысление, погружение. Лично я обожаю мхатовские паузы! Меня хлебом не корми — дай постоять на сцене, подумать, поразмыслить, вдаль посмотреть.
Если брать роли продюсера и актёра, что вам больше нравится — работать в кадре или за кадром?
В кино я пришел из театра, а уже потом стал продюсером. Поэтому истинное душевное удовлетворение мне все-таки доставляет актёрская работа — она позволяет проживать эмоции, погружаться в игру без остатка — для меня это своего рода терапия.
Работа продюсера не требует столь сильных эмоциональных затрат. Хотя это тоже творчество.
У всех великих людей есть история большого успеха и провала. Поделитесь своими историями с читателями [off].
Я не делю жизнь на успехи и провалы. Для меня это — непрерывный процесс обучения, ведь без ошибок не бывает успеха.
По натуре я очень самокритичен. И если что-то не получилось, ищу причину прежде всего в себе. Ну а был это провал или успех, пусть оценивает зритель. Для меня важно движение вперед.
текст: Валерия Симоненко
фото: Антон Клейнос
Нашли ошибку? Сообщите нам!