facts

Гия Эрадзе: «Цирк — это не работа, цирк — это образ жизни»

Гия Эрадзе — Заслуженный артист России, художественный руководитель продюсерского центра «Королевский цирк». В январе 2019 года Гия Эрадзе вместе со своим коллективом представлял «Росгосцирк» на главном цирковом фестивале мира в Монте-Карло. Единогласным решением жюри и Ее Высочества принцессы Монако Стефании главная награда фестиваля «Золотой клоун» была присуждена коллективу «Королевский цирк».

Художественный руководитель продюсерского центра «Королевский цирк», Заслуженный артист России Гия Эрадзе во время своего визита во Владивосток побеседовал с журналистом OFF и ответил на наши вопросы.

23 октября 2023 г.

Во Владивостокском цирке Заслуженный артист России Гия Эрадзе представит новое грандиозное шоу «Бурлеск» — настоящую жемчужину Российской государственной цирковой компании, созданную на основе номеров, покоривших Княжеский дом Монако, премьера которого состоялась 10 июня в столице Приморья. Гастроли продлятся все лето.

Впервые «Бурлеск» был презентован на манеже Московского цирка Никулина на Цветном бульваре и собирал аншлаги в столичном цирке целый год! Такой успех ждал артистов после триумфальной победы на 43-м Международном цирковом фестивале в Монако, где они завоевали главную цирковую награду мира — «Золотого клоуна». Покорив сердца жителей и гостей столицы, коллектив отправился в большой всероссийский тур. Уже два года новый проект с большим успехом гастролирует по стране, собирая аншлаги и восторженные отзывы зрителей. Этим летом проводятся гастроли во Владивостоке. Приморская публика хорошо знакома с творчеством Гии Эрадзе, и ей предлагается посетить новое грандиозное шоу заслуженного артиста России. В этом выступлении зрителю предлагается увидеть много нового: экзотический аттракцион «Африка», зажигательную русскую кадриль и бесстрашных акробатов на встречных качелях, ловких жонглеров на стрелах, сказочный «Пегас», страстное танго гимнастов на турниках, бронзовые скульптуры… И еще много интересных номеров поразят владивостокскую публику. 

Вы завоевали награду «Золотой клоун» на 43-м Международном цирковом фестивале в Монако. Как вы считаете, что именно помогло получить такую награду? Ожидали ли вы ее?

Мы принимали участие в 43-й фестивале в Монте-Карло (Монако) как артисты российской компании «Росгосцирк» и продюсерского центра «Королевский цирк Гии Эрадзе». За 43 года фестиваля в Монте-Карло, который проходит под руководством принцессы Стефании, наша страна впервые получила высшую награду — «Золотой клоун» — как коллектив «Королевский цирк». Для нас стала очень значимой эта награда, ведь это высшая награда в цирковом искусстве, а цирковой фестиваль в Монте-Карло — один из самых престижных фестивалей в цирковом мире. Мы готовились к этому фестивалю очень долго и подготовили множество отдельных номеров, которые создавались достаточно долго. Это был и конный аттракцион «Джигиты на лошадях «Русь»; это был иллюзионный аттракцион «Групповая трансформация «Фаберже» под музыку Чайковского — единственная в мире. Мы поехали большим составом, специально до фестиваля подготовили огромное начало, парад, финал, а также уникальный балет «Королевского цирка», артистов российской компании «Росгосцирк». Нас было больше 70 человек, и мы понимали, что представляем не только российскую компанию «Росгосцирк» и продюсерский центр «Королевский цирк», но и всю нашу страну на этом уникальном фестивале. И мы очень рады, что завоевали эту высшую награду и привезли ее в нашу страну.

Расскажите об уникальности номера. Чем определяется сложность цирковых номеров? Обязательно ли наличие сложных акробатических элементов в номере? Или визуальный образ артиста важнее?

Основа цирка — это трюк. Трюк во главе всего, а уже к трюковой базе режиссеры-постановщики создают номера. Сегодня совершенно другое поколение, сегодня создаются совершенно другие номера, не такие, как это было в советском цирке. Тот, советский, цирк я очень люблю, потому что в него я влюбился и пришел в 11 лет. На базе советского цирка у нас есть наша школа, а русский цирк был, есть и будет самым сильным цирком в мире. Сегодня на базе трюковой части артистов создаются уникальные номера в современном ключе.

Как происходит отбор артистов и номеров в ваши шоу? Сколько человек работают «за манежем» на шоу?

Отбор артистов происходит согласно спектаклю. На сегодняшний день мы делаем в цирке шоу. Есть тематические спектакли, поэтому согласно сценарию и стилистике шоу мы подбираем соответствующие номера либо делаем под это шоу. И конечно, в шоу должны быть разные жанры, особенно в моих шоу очень много групповых номеров, потому что цирк — это всегда масштабно. Я люблю тот большой советский цирк, я еще раз повторю, я в него пришел в детстве, я всегда создаю большие труппы, у меня всегда большие коллективы (по 120–130 человек), всегда очень много животных, потому что животные — это основа нашего цирка, это традиция, это, в конце концов, наша русская традиция. Самые великие дрессировщики, чьи имена можно перечислять бесконечно: Бугримова, Назарова, Запашные, Дуровы, Филатовы и так далее, — это уникальные советские артисты, многие из них до сегодняшнего дня работают и продолжают успешно гастролировать. Поэтому животные в цирке у нас всегда были, есть и, надеюсь, будут. И в нашем шоу, в любом спектакле — большое количество разнообразных животных, больших групповых номеров. Безусловно, цирка не может быть без клоунов, без воздушных гимнастов, ну, и конечно, акробатов, гимнастов и других цирковых артистов.

Поддержка и любовь зрителей играют большую роль при выступлении или вы просто выполняете свою работу?

Все, что мы делаем, — во имя зрителя. Признание зрителя — это высшая похвала для меня как для художественного руководителя, продюсера наших цирковых трупп. Когда я выхожу на манеж и слышу аплодисменты зала, и тем более когда зал стоя аплодирует в финале спектакля нашим артистам — это меня вдохновляет на создание нового. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом, всегда развиваемся и стремимся все выше и выше, а также создаем все новое и новое. Это творческий процесс, процесс бесконечный. Конечно, все, что мы делаем, мы делаем только ради зрителя.

Цирк — это совершенно не работа, цирк — это образ жизни. Поэтому люди, которые приходят сюда и остаются в нем, искренне любят цирк, и я знаю точно, что в моем коллективе — фанаты своего дела, абсолютные фанаты. Мы много чего пережили, я думаю, что и дальше будут определенные сложности, потому что цирк — это не так просто, ведь цирк — это постоянные гастроли, жизнь на колесах, упаковки, распаковки, переезды и так далее. Но мы искренне любим цирк и всегда стараемся показать хороший, настоящий, профессиональный цирк. Сегодня любое шоу Гии Эрадзе (неважно, как оно называется: «Песчаная сказка», «Королевский цирк», шоу «Бурлеск», шоу «Пять континентов» — легендарное шоу, которое создавалось здесь, на манеже Владивостока, 23 года назад) — это знак качества, и зритель это знает. Зритель голосует рублем, и мы работаем с полной, стопроцентной отдачей.

Сколько в среднем затрачивается часов на отработку одного номера, прежде чем выпустить его на широкого зрителя?

Ни в коем случае не часов, а лет! Годы уходят на создание номера или аттракциона — в зависимости от того, какой аттракцион и какой номер. Если это номер с животными, то может уйти несколько лет на создание аттракциона, а номера делаются годами. Это большой, тяжелый труд.

Насколько цирковое искусство про бизнес и деньги? Или все же цирк — это про смысл жизни и идею?

Про смысл жизни и идею. Как я уже сказал, цирк — это не работа, цирк — это образ жизни. Поэтому люди, которые остаются в цирке и работают, понимают, на что они идут, они посвящают жизнь цирковому искусству полностью и работают, потому что они просто искренне любят цирк и являются фанатами своего дела.

текст: Диана Чекан в редакции Дмитрия Андронкина

Нашли ошибку? Сообщите нам!