facts

«Барби»: новый манифест феминизма или самая дорогая реклама в истории?

«Быть женщиной буквально невозможно. Мы обязаны быть всегда исключительными, но почему-то всегда делаем это неправильно».

04 сентября 2023 г.

Цифры

162 миллиона долларов фильм заработал в первые выходные после выхода на экраны.

145 миллионов долларов — бюджет фильма.

150 миллионов долларов — в такую сумму оценивается маркетинговый бюджет «Барби».

5 номинаций на «Оскар» прогнозируют букмекеры.

1 миллиард долларов на момент сдачи статьи в печать собрал фильм «Барби». Так Грета Гервиг стала первой женщиной-режиссером, чей фильм достиг такого уровня кассовых сборов.

 

Отношение к кукле Барби было противоречивым с самого ее появления на рынке в 1959 году. Одни называют Барби настоящей фем-иконой, потому что она представляет собой независимую и успешную женщину, способную достигнуть любых своих целей и мечтаний. Барби пиарят как идеал красоты и стиля, утверждая, что кукла вдохновляет маленьких девочек на развитие своих интересов и самореализацию.

Другие, в том числе сами феминистки, критикуют Барби за нереалистичную фигуру и стандарты красоты, которые она представляет. Если бы такая фигура существовала в природе, такой девушке пришлось бы ходить на четвереньках из-за смещенного центра тяжести и диспропорциональных конечностей. Некоторые люди утверждают, что Барби пропагандирует негативные стереотипы о внешности женщин и разрушительно влияет на самооценку девочек.

Так какой посыл несет кинохит этого лета?

 

Осторожно: статья содержит спойлеры.

Не режиссер выбирает героиню, а героиня — режиссера

К запуску собственной киновселенной Mattel готовились долго и основательно. По задумке кукла Барби — это «чистый лист», который ребенок сам наполняет характером и смыслом в процессе игры и может в любой момент поменять. Эта особенность была одним из препятствий для переноса кукольного мира на большой экран.

Другой проблемой Mattel и кинопродюсеров была волна критики в адрес классической блондинки с осиной талией. Какой должна предстать Барби перед зрителями? Какие проблемы решать, какую историю рассказывать? И, в то время как «соперницы» Барби — куклы Bratz — получили свой фильм с «живыми» актерами еще в 2007 году (впрочем, киноадаптация была весьма неудачной), а Marvel и DC начали захватывать мир с помощью собственных киновселенных, Барби оставалась героиней исключительно мультфильмов и комиксов.

Как каждая кукла Барби в коробке ждет в магазине предназначенную ей девочку, так и фильм о ней ждал талантливого человека, который отправит женщинам поддерживающее послание и расставит все точки над «ё» в истории самой известной куклы в мире.

Таким человеком стала Грета Гервиг, режиссер фильмов «Леди Бёрд» (2017) и «Маленькие женщины» (2019). Ее вовлечение в качестве режиссера заинтриговало фанатов поп-культуры с самого начала, потому что центральными темами творчества Гервиг являются взросление и поиски истинной себя.

Мужчины ненавидят Барби. Женщины тоже

Как сделать персонажа по-настоящему живым и ярким? Используйте несочетаемые характеристики и покажите куклу, охваченную экзистенциальным кризисом.

В один прекрасный день в Барбиленде (а там каждый день — это самый лучший день) что-то пошло не так. Идеальная жизнь вокруг, пластиковые тосты и дом мечты без лестниц, где Барби летают между этажами, как по мановению волшебной палочки, и танцуют ночи напролет, перестают радовать главную героиню — «стереотипную» Барби. Эта Барби начинает думать о смерти, на бедрах выступает целлюлит, а дугообразная стопа, благодаря которой ноги куклы легко входят в туфельки и сапожки на шпильке, неожиданно становится плоской. Чтобы снова стать идеальной, Барби отправляется в реальный мир на поиски девочки, которая с ней играет.

«Все начинается в месте, где нет старения, нет смерти, нет стыда, нет разобщенности… Я посещала католическую школу, так что история, когда Ева и Адам внезапно осознают, что они обнажены, мне хорошо запомнилась», — говорит Гервиг.

Грета Гервиг и Ноа Баумбах (ее партнер и соавтор фильма) имели полный творческий контроль над сценарием, и в фильм попало множество сцен, где обыграны сомнительные решения компании Mattel и критика в ее адрес. Так, например, мы видим, что в правлении Mattel в фильме — одни мужчины, которые пытаются понять потребности маленьких девочек. Если, кстати, верить их официальному сайту, то в реальной компании Mattel среди работников 48 % женщин, а среди одиннадцати членов правления женщин — пять.

Барби попадает в реальный мир в уверенности, что здесь все обожают Барби и благодарны ей за вклад в изменение мира к лучшему, но розовые очки куклы разбиваются стеклами внутрь. Мужчины оценивающе ощупывают ее тело взглядами и свистят вслед, а девочка-подросток заставляет Барби расплакаться, рассказав о чувстве неполноценности, которое вызывает идеальная красота кукол.

Рут Хэндлер действительно создавала Барби, желая сделать ее похожей на идеал, к которому стремится каждая девочка. До появления Барби девочки играли по большей части с пупсами, а игры с ними не отличаются разнообразием и не дают простора для воображения. Единственная роль, которую могла примерить на себя девочка, играющая такой куклой, — роль матери.

Сама Рут Хэндлер, несмотря на протесты семьи, поступила в колледж, считая, что современная женщина может заниматься и домом, и карьерой. И куклу она создала такую, которая рушила все стереотипы о том, чем должна заниматься женщина и чего должна хотеть. Кукла Барби хотела красиво одеваться, иметь множество друзей, посмотреть мир и добиться успехов.

На сегодняшний день в послужном списке куклы Барби более 200 профессий, в том числе разработчицы, строителя, пчеловода, скалолазки, палеонтолога. К слову, кукла-карьеристка «Исполнительный директор», в твидовом костюме с юбкой и перчатками, появилась в 1963 году, во времена, когда женщин на топовых позициях в компаниях практически не было, а их заработок составлял 59 центов против доллара, полагавшегося мужчинам. В космос Барби впервые «отправилась» в 1965 году — на четыре года раньше, чем Нил Армстронг, и примерно на двенадцать — чем Салли Райд, первая американка в космосе.

В интервью для Vogue Марго Робби так прокомментировала проблему сексуализации Барби: «Она кукла. Она пластиковая кукла. У нее нет органов. Если у нее нет органов, у нее нет и репродуктивных органов. Если у нее их нет, могла ли бы она испытывать сексуальное желание? Не думаю. Она сексуализирована. Но она никогда не должна была быть сексуальной. Люди могут лишь проецировать на нее секс. Да, она может носить короткую юбку, но потому что эта юбка прикольная и розовая. Не потому, что она хочет, чтобы вы видели ее зад».

Топ-5 пасхалок, которые вы можете не заметить при просмотре

  1. Во время одной из пляжных сцен на берегу видна статуя крылатой лошади. Это не что иное, как реверанс мультфильму 2005 года «Барби: Волшебство Пегаса».
  2. Когда «стереотипная» Барби встречает свою создательницу Рут Хэндлер на крошечной желтой кухне внутри небоскреба Mattel, Рут делает Барби чашечку чая. Марго Робби в интервью журналу Variety признается, что момент, когда их руки соприкасаются, отсылает зрителя к известной картине Микеланджело «Сотворение Адама», на которой Бог дает жизнь первому человеку.
  3. Первый тизер-трейлер фильма был отсылкой к первой сцене «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика, в которой приматы осознают, как использовать инструменты, этакий «рассвет мужчин». В «Барби» девочки, игравшие в дочки-матери, разбивают своих устаревших пупсов, чтобы играть с Барби — куклами, изображающими сформировавшихся женщин. Это очевидная сатира на общественный стереотип, что игрушки для девочек должны учить их «женским» навыкам: уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства.
  4. Когда «стереотипная» Барби отправляется к «странной» Барби, чтобы излечить свои «неисправности», та предлагает выбор: остаться в Барбиленде и становиться еще более странной либо отправиться в реальный мир на поиски ребенка, который так повлиял на ее состояние. «Странная» Барби иллюстрирует выбор при помощи розовой туфли на шпильке в одной руке и ортопедической сандалии BIRKENSTOCK — в другой. Отличная отсылка к фильму «Матрица» сестер Вачовски, где неприятную правду и реальность символизирует красная таблетка, а манящую иллюзию — синяя.
  5. Роль работницы Mattel, которая спасает Барбиленд, играет Америка Феррера, известная российскому зрителю в первую очередь по главной роли в сериале «Дурнушка Бетти». Американская Катя Пушкарева работает в модном журнале, хоть и не умеет гламурно одеваться, и считается страшненькой. Шоураннеры «Дурнушки Бетти» размышляют над вечными вопросами: обязана ли женщина делать выбор между тем, чтобы быть красивой, и тем, чтобы быть умной? Какой должна быть идеальная женщина? Спустя 13 лет после выхода последней серии «Дурнушки» новая героиня Америки Ферреры Глория красиво закрывает тему страстным монологом, в котором раскрывает все скрытые противоречия подобного рода вопросов: «Ты не должна стареть, не должна быть грубой, не должна хвастаться, не должна быть эгоистичной, не должна оступаться, не должна ошибаться, не должна показывать страх, не должна выходить за рамки. Это слишком сложно! Это противоречиво, и никто не выпишет тебе медаль за старания и не поблагодарит. И выясняется, что ты не только делаешь все неправильно, но и все происходящее — твоя вина. <…> Я просто устала видеть, как я и каждая из нас рвет себя на куски, чтобы понравиться людям. И если так же обстоят дела и для куклы, которая просто репрезентует женщину, то тогда я даже не знаю». В интервью VANITY FAIR актриса сказала, что Гервиг написала этот монолог для Глории лично.

 

Барби-бунтарка

Забастовка Гильдии сценаристов США началась 2 мая 2023 года. Участники пикетов выступают против значительного сокращения среднего дохода сценаристов и высмеивают предложение киностудий заменить их искусственным интеллектом. Они требуют авторские отчисления за стриминговые сериалы и фильмы, которые годами доступны для зрителей онлайн, повышения минимальной заработной платы и ограничений на использование нейросетей.

13 июля к забастовке присоединилась и Гильдия киноактеров. Интересно, что это первый раз за последние 60 лет, когда сценаристы и актеры встали плечом к плечу, требуя улучшения условий труда. Забастовка не просто марш с транспарантами в руках. Это никаких съемок, озвучек, красных дорожек и громких празднований кинопремьер.

К счастью, большая часть ивентов, посвященная премьере долгожданной «Барби», все-таки состоялась. На каждом из них Марго Робби представала перед публикой в образе, который был почти точной копией наряда какой-либо из легендарных Барби.

На красную дорожку 12 июля, ставшую для фильма «Барби» последней, Марго Робби вышла в нежно-розовом платье от Вивьен Вестувуд. Фанаты и коллекционеры легко узнали трибьют кукле Барби Волшебного вечера (Enchanted Evening Barbie). Как подметила блогер Лэйни Госсип, эта кукла появилась в 1960 году, и именно в 1960-м актеры и писатели США в последний раз вместе объявляли забастовку. Совпадение или красивый оммаж предстоящей исторической стачке?

Побег из рая

От женщин ожидается, что они должны быть замечательными матерями, достигать вершин в карьере и поддерживать порядок в доме чуть ли не полностью без посторонней помощи. Именно популяризация образа «супермамы» (или «суперженщины») заставляет девочек и девушек считать, что счастье зависит от того, много ли она успевает. Все это ведет к истощению и выгоранию. Чаще всего женщины переносят это молчаливо, потому что одновременно винят себя в том, что чувствуют себя уставшими.

Реальный мир и Барбиленд в фильме — это две крайности одной и той же сущности. В реальном мире за место под солнцем борются женщины, а в Барбиленде Кенам еще предстоит пройти очень долгий путь, прежде чем они начнут что-то собой представлять отдельно от Барби. Финал, в котором «стереотипная» Барби принимает решение стать человеком и пройти через все сложности жизни, и есть ключ к пониманию важной мысли Греты Гервиг. Чтобы наше будущее было счастливым и полным процветания, людям необходимо уметь слышать и уважать друг друга, несмотря на все разногласия и отличия. Барби здесь — посредник между мирами, и смех, который сотрясает кинозал, когда Барби-человек приходит на прием к гинекологу, маскирует символический и даже библейский смысл этой сцены. Теперь эта Барби смертна, но вечную молодость, «идеальные» пропорции и беззаботную жизнь девушка отдала в обмен на свободу воли, которой нет у куклы, и возможность быть творцом собственной судьбы.

Барби может быть кем захочет. И женщина тоже.

текст: Оксана Усова

Нашли ошибку? Сообщите нам!