facts

История самого дорогого хрусталя: от люстр до парфюмерных флаконов

Французский бренд хрусталя Baccarat известен во всем мире. Он ценится за удивительные формы и прозрачность хрусталя, которые создаются мастерами стекольного дела

30 марта 2023 г.

Открытие фабрики

История известного бренда началась в 1764 году в восточной части Франции. Французский правитель Людовик XV подписал разрешение на открытие стекольного производства в деревне Баккара. Королевский патент вручили епископу де Монморенси-Лавалю. Под его наблюдением начали производить стаканы и зеркала. Предметы из стекла выходили настолько качественными и изящными, что фабрика прославила не только маленькую деревеньку, где она находилась, но и весь регион.

Начало производства хрусталя

Спустя почти 50 лет, в 1816 году, бельгийский предприниматель приобрел производство и поставил печь для изготовления высокопреломляющегося стекла. Под руководством нового владельца фабрика начала выпускать хрустальные бокалы. Через несколько лет стеклодувы, работавшие на предприятии, преподнесли сенсационную новость: в 1827 году они первыми во Франции изготовили хрустальную люстру. После фурора на родине хрустальную продукцию бренда начали массово переправлять в Турцию.

Бокалы

Около десяти лет фабрика работала над производством изделий из цветного хрусталя и в 1839 году впервые показала их миру. В палитре цветного хрусталя есть оттенки мягкого аквамарина, розового танго, аметиста, янтаря и черного хрусталя. Прорывом в компании стали бокалы Harcourt. Изделия отличаются обрезанными плоскими краями: правильный многоугольник с шестью сторонами и изысканные скошенные сокращения. Коллекция состоит из графинов, кувшинов, штофов, стаканов и фужеров. Новый сервиз оценили арабские шейхи, короли и даже Наполеон III. Коллекцию изготовили в разных вариациях: цветную, с серебром и позолотой. Сегодня, как и 250 лет назад, бокалы являются бестселлерами среди дорогой хрустальной посуды.

Выход на международный рынок

В 1851 году руководство фабрики отправилось на выставки в Европе, где смело заявило об уникальности бренда. В Париже Baccarat представил пятиметровые канделябры и люстру на 140 свечей. После посланники фабрики отправились рассказывать о бренде всему миру. Так во дворце турецкого султана появилась лестница с самой длинной хрустальной балюстрадой. В императорской России также полюбили изящный хрусталь: для правителя изготовили «Царский» сервиз в стиле ар-нуво, который разместили в Зимнем дворце.

Международная экспансия компании проходила настолько успешно, что в 1885 году Baccarat стал поставлять свою продукцию в Индию и открыл производства в Азии и Америке.

Духи

Фабрика масштабировалась и уже в начале XX века произвела около 4 тысяч флаконов для духов. Поводом для этого послужила задумка Франсуа Коти — продавать ароматы в маленьких емкостях уникального дизайна. И после с легкой руки дизайнера Рене Лалика бренд создал изящную огранку для Christian Dior и Versace.

Украшения

Хрусталь не только украшал столы и потолки в роскошных дома, но и стал частью ювелирных изделий. Для молодых девушек Baccarat выпустил линию украшений в готическом стиле, сделав акцент на серебре и черном хрустале. А искушенным дамам пришлась по вкусу классика — жемчуг в сочетании с хрусталем в золоченой отделке.

Сотрудничество с дизайнерами

В 1994 году Андре Путман создала коллекцию светильников Pampilles, а Арик Леви разработал линию Torch — он импровизировал с формами классических настольных ламп и бра. Кензо Такада тоже сделал вклад в историю бренда и выпустил минималистичную коллекцию Lumière d’Asie, бестселлером которой стала хрустальная фигурка Будды.

Однако самым ярким стало сотрудничество с Филиппом Старком. Благодаря ему о бренде заговорили во всех уголках мира, а в Париже появилась новая достопримечательность — дом-музей Maison Baccarat.

Музей основали в особняке парижской меценатки виконтессы Мари-Лор де Ноай. Там также расположились бутик и ресторан «Хрустальная комната», оформленные Филиппом Старком. В 2008 году дизайнер оформил подобный интерьер в московском доме бренда. Российский Maison Baccarat разместили в здании старинной аптеки на Никольской.

Бренд сегодня

В XXI веке Baccarat пытается создать уникальные решения из хрусталя. Фабрика даже сотрудничала с японским брендом игрушек Medicom Toy. Дом хрусталя воплотил классическую игрушку японского бренда в стекле разных расцветок. Получившиеся медвежата получили название Bearbrick Baccarat.

В чем секрет успеха бренда?

Baccarat успешен благодаря разнообразию продукции и гибкой политике руководства. Умение креативно мыслить и не бояться экспериментировать помогли создать роскошный бренд и провести его сквозь века.

Нашли ошибку? Сообщите нам!