facts

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха

Иероним Босх — один из крупнейших мастеров эпохи Северного Возрождения. Среди его работ вы найдёте такие картины, как «Семь смертных грехов», и четыре последние вещи: «Блудный сын», «Поклонение волхвов», «Несение креста» и — самая известная и загадочная — «Сад земных наслаждений». В этой статье мы рассмотрим это произведение детально и попытаемся понять, какой смысл несут образы и символы

25 апреля 2023 г.

В чем особенности личности художника и его творчества

Художник был известен под многими именами. Сегодня принято считать, что настоящим именем художника было Ерун Антонисон ван Акен. На протяжении многих веков мастеру присваивали такие имена, как Иероним, Джеронимус, Ерун, Джером и Иеронимус. В 1604 году голландский историк искусства Карел ван Мандер, который первым попытался написать биографию художника, взял имя Иероним. Если говорить о фамилии, то она была взята по просторечному названию его родного города Хертогенбоса — Ден Бош, или Босх, как говорили местные жители.

Произведения Босха несут глубокий смысл за счёт колоссального количества символов и их многозначности, из-за которых можно голову сломать, так и не поняв, что же хотел сказать автор. Им было вложено столько тайн и столько загадок, что стали возникать различные версии трактовок его произведений. Часть исследователей считает Босха прадедом сюрреализма, так как подразумевалось, что мастер извлекал образы из своего подсознания, как сюрреалисты Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Фрида Кало. Кроме того, нередко на его картинах можно встретить монстров и демонов, нечисть и чудовищ, как в страшном сне. Но мастер никогда не выходил за рамки приличия, и люди всегда находят в его работах красноречивый посыл: грешить нельзя, иначе наказание неотвратимо.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них не указаны даты, а развитие творчества просто подчинено собственной логике.

Описание картины

Она была написана в 1500-е годы маслом на деревянной поверхности. Картина представляет собой триптих, то есть она состоит из трёх частей. Боковые части могут складываться, закрывая центральную часть. Чтобы увидеть саму картину, нужно приоткрыть дверцы. На внешней части створок изображен мир на третий день его сотворения в оттенках одного монохромного цвета, когда земля уже покрыта растениями и окружена водами, но на ней нет еще людей и животных. Земля показана как прозрачная сфера, наполовину заполненная водой. Наверху мы видим Творца, который наблюдает за рождением нового мира.

Что перед нами

Триптих посвящен религиозной теме. Левая сторона изображает Рай. Правая — Ад. А между ними — сад с людьми, предающимися сладострастию.

Рай

На этой стороне мы видим, как Бог-Творец держит Еву за руку, поручая ей с Адамом плодиться и размножаться. Об этом свидетельствуют кролики, изображенные позади Евы, так как они считались символом плодовитости. Поднимаясь выше, мы видим фонтан и озеро, из которых выходят первые живые существа. В отверстии фонтана встречается образ совы, который у нас обычно ассоциируется с мудростью, но не тут-то было. Это значение было актуально в античности и остаётся актуальным в наше время, но в средние века эта птица была предвестником зла и смерти. Лебедь как символ чистоты и непорочности и утки, считавшиеся во времена Босха «низшими тварями», противопоставляются друг другу. Это говорит о том, что жизнь дана и возвышенному, и земному. Поднимаясь на самую вершину Рая, мы замечаем Эдемский сад в голубоватых и синих оттенках. А синий считается цветом божества. На фоне видны летящие чёрные птицы, символизирующие грех. Автор еще раз нам показывает, что невозможно жить как без добра, так и без зла. Они существуют в равной степени.

Мы всегда представляем, что в раю не может быть никакого насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть, а птица вот-вот проглотит лягушку. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти? Босх пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос лишь в том, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

Сад наслаждений

Некоторые исследователи предполагали, что Босх состоял в секте «Общество свободного духа», члены которой собирались построить рай на Земле, после чего стали считать, что центральная часть «Сада земных наслаждений» может быть демонстрацией ритуалов того самого сообщества.

Ключевые фрагменты этой части — разбитые стеклянные сферы, ягоды клубники, рыбы и, конечно же, обнаженные люди. А почему такое обилие «обнажёнки»? Скорее всего, автор так хотел показать всю «голую истину» человеческой сущности, а именно человеческие пороки. Как считают искусствоведы, художник изобразил любовную пару в колотой стеклянной оболочке, дав нам понять, что у людей короткий период любви — это обычно слияние тел и плотские утехи, что считается грехопадением. Любовь так же недолговечна и хрупка, как стекло. Клубника в живописи Средневековья тоже таила скрытые смыслы. Босх использовал ее для отображения греховных страстей. Например, огромная ягода над толпой обнаженных людей свидетельствует о беспорядочных связях и плотской любви, которая низка и нечиста. Рыбы имеют множество значений. Это могло означать любострастие или служить символом поста. Неизвестно. Ответ на это вопрос остаётся до сих пор открытым. Ещё один из символов картины — это круг зверей, среди которых были козероги и львы. Так автор хотел сатирически изобразить своё негативное отношение к астрологии. Вокруг озера мужчины водят хоровод, оседлав животных. В это время в воде безмятежно плещутся одинокие девушки в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове фрукт, птица или ягоды. Возможно, они означают характер и сущность каждой женщины. На некоторых сидят чёрные птицы — символ несчастий. На других можно увидеть красные ягоды — символ похоти и распутства. Мужчины держат разные дары для будущих избранниц: кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве. Люди настолько погрязли в плотских наслаждениях, что не могут из них выбраться и вступить на более праведный путь.

Для Босха сад земных наслаждений — это мир, растленный любострастием.

Ад

Или, как его называют искусствоведы, «музыкальный Ад». Почему? Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку. В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Ад так и кишит всевозможными монстрами, не упускающими возможность помучить грешников, за что Босха прозвали «профессором ночных кошмаров». Однако не все души принимают муки. В центре картины мы видим некое существо, форма туловища которого в виде яйца. Внутри него — кабак, где выпивают грешники. А из яйца выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По шляпе души прогуливаются с монстрами, в то время как это странное существо неустойчиво стоит на двух лодках, немного пошатываясь. Всем перечисленным автор указывает на один порок — это пьянство. Один из любопытных фрагментов — птицеголовый монстр, который пожирает души грешников. На его голове изображен горшок, символизирующий безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой монстр обзавелся вследствие низвержения с небес. Ниже можно заметить девушку, которая страдает от бесконечных приставаний черного существа с ослиной головой. Она вынуждена терпеть и при этом смотреть на происходящее в зеркало. Обнаженная девушка с игральной костью на голове, перевернутый стол, разбросанные карты символизируют людскую зависимость от азартных игр, греховное падение и, как следствие, тщеславие и алчность. Если мы посмотрим немного левее, то увидим лежащего под музыкальным инструментом грешника с нотами на частях тела. Возможно, мука этих людей заключается в исполнении постоянного музыкального мотива, который рано или поздно надоест. Босх превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия. Лестницы, которыми изобилует картина, символизируют путь к познанию, а познание считалось раньше грехопадением. То есть лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины, — символизируют порок. Высвечивается и образ свиньи в монашеском головном уборе — ассоциация с жадностью. Так художник хотел показать негативное отношение к индульгенциям в католической церкви, которые он считал мошенничеством и грабежом. Встречаются на картине и персонажи, катающиеся на коньках. Возможно, у Босха коньки ассоциировались с весельем и праздностью. Кроме того, согласно средневековым представлениям, нижний круг Ада представляет собой замерзшее озеро.

Почему так много скрытых символов

Иероним Босх, по одной из версий, писал картину не для церкви, а для частного лица. Заказчик попросил сделать картину-ребус, чтобы его гости не скучали и так могли себя развлечь. Картина «Сад земных наслаждений» вызывает ужас и восторг одновременно. Она показывает нам, как течёт жизнь людей, проходящих через чистоту и непорочность, через познание сладостных земных удовольствий и распутство, приводящее к мукам и страданиям. Произведение отражает человеческие пороки и бесполезность жизни, лишённой духовности и смысла, так как рано или поздно наступит час расплаты за грехи.

 

Нашли ошибку? Сообщите нам!