facts

Бизнес-литература: не только нон-фикшн

Сегмент бизнес- и мотивационной литературы за последние несколько лет обрел в России второе дыхание. Однако и в художественных текстах можно встретить немало полезной информации для начинающего предпринимателя. Возможно, линия бизнес-отношений даже не является в таких книгах основной, однако ситуации, в которые попадают герои, проблемы, которые они преодолевают, вполне реалистичны, и с ними может столкнуться любой человек, который мечтает начать свое дело или уже делает первые шаги. Сегодня мы расскажем вам о таких книгах.

12 октября 2023 г.

Джоанн Харрис. Шоколад (1999)

Открывать магазин в маленьком городке, который представляет собой закрытое, притом довольно консервативное сообщество, — дело не из простых. Однако уверенная в себе Вианн Роше решает открыть шоколадный магазин именно в Ланскне-су-Танн, на площади напротив церкви, и тем самым сразу втягивает себя в конфликт. Местный священник Франсис оказывает на жителей городка большое влияние своими проповедями, а магазин «Небесный миндаль» с первых дней существования вызывает у Франсиса раздражение, тем более что эти самые первые дни приходятся на Великий пост. Однако постепенно становится понятно, что за оскорблением священника стоят отнюдь не религиозные чувства…

Так или иначе, книга точно поможет тем, кто хочет открыть свое дело в небольшом месте, где любой продавец своих товаров или услуг не просто коммерсант, но и друг, психолог, источник новостей и сплетен. Принцип «найти подход к каждому клиенту» из пустых слов здесь превращается в источник выживания: в городке с населением в несколько сотен человек потеря каждого постоянного гостя приблизит предпринимателя к разорению. А что, если вы станете жертвой черного пиара, причем от местного лидера мнений? Не поддадитесь нетерпимости к мигрантам, сохраняющейся в городке десятилетиями? Эти и другие истории вы встретите на страницах романа, который, конечно же, наполнен не только рассказами об управлении магазином.

 

Антуан де Сент-Экзюпери. Ночной полет (1931)

За свою короткую жизнь великий французский писатель написал всего несколько больших произведений, и среди них — ранний роман, в основу которого легла работа Экзюпери в компании «Аэропосталь», которая доставляла почту на север Африки. Название романа не случайно: аргентинская почтовая компания, о которой идет речь в книге, первой добилась у государства права на ночные полеты. Звезды, море, уединение с природой — конечно же, в «Ночном полете» силен романтический порыв повествования, который близок автору. Ему изо всех сил противостоит рациональный директор Ривьер, в задачу которого входит жесткое выполнение намеченного плана — из Патагонии, Чили и Парагвая в ночи летят письма, которые затем на следующем самолете должны отправиться в Европу. А связь с пилотами из-за погодных условий не всегда бывает устойчивой.

Один из центральных вопросов романа — всегда ли руководитель прав, если речь идет о фирме, в которой он отвечает за каждую мелочь? Пресечь ли дружбу между пилотом и инспектором? Что сказать жене пилота, которая еще не знает, что ее муж, возможно, погиб? Уволить ли старого механика, который работал в фирме с юности и не мыслит свою жизнь без любимого дела? Каждый день Ривьер будет сталкиваться с этими вопросами, в то время как в небе будут работать другие его подчиненные. Убеждения Ривьера основаны на том, что необходимо действовать жестко, чтобы пресечь не самих людей, а темные силы, которые могут выбить человека из колеи и сделать его беспомощным.

Сюжет романа описывает одну ночь, а сколько таких ночей пришлось пережить реальному начальнику Экзюпери — вопрос риторический. Конечно же, в экстремальной ситуации нам всем свойственно вести себя по-другому. Но как быть, если каждый рабочий день связан не то что с экстримом, а с угрозой жизни? Небольшой по объему роман оставляет после прочтения большое количество вопросов и вполне достоин встать на одну полку с «Маленьким принцем» и «Планетой людей».

 

Сатоси Адзути. Супермаркет (1981)

Этот роман, как и предыдущий, автобиографичен: его автор в молодости устроился работать в японскую сеть супермаркетов и за 24 года достиг вершины, став президентом компании. Наверное, поэтому роман Адзути часто сравнивают с «производственными» романами Артура Хейли «Отель» или «Аэропорт». Место действия в романе описано до тончайших деталей. Но главным героем романа является не супермаркет, а его новый управляющий, который покинул лакомое место в банковской сфере ради нового, неизведанного бизнеса, предложенного двоюродным братом. Однако множество важных деталей, касающихся внутренней жизни супермаркета, очевидно, также зацепят внимание читателя. Как продавцы умудряются продавать просроченные товары? Почему важные отделы в магазине находятся на почтенном расстоянии друг от друга? И какую тайную жизнь ведут между собой отделы, внешне никак не связанные друг с другом?

Примечательно, что это единственная книга Сатоси Адзути. В реальности японца звали Шинья Араи, и под этим именем в 1990-е им написана другая книга в жанре нон-фикшн, посвященная истории бренда Араи, — Corporate Japan. Однако вряд ли эта книга знакома читателям по всему миру в отличие от «Супермаркета», переведенного на десятки языков. Выходит, что художественная литература ничуть не хуже может рассказать о замысловатых бизнес-процессах, «шестеренках», из которых складывается масштабный механизм большой корпорации, в который вплетены человеческие судьбы.

текст: Денис Маслаков

Нашли ошибку? Сообщите нам!