fashion

Kate Zokh: открытие года

Мы в большой творческой студии, всюду снуют девушки с выкройками и тканями, вдоль стен висят вещи, а где-то на заднем фоне щелкает вспышка.

Передо мной красивая, яркая девушка, которая в перерывах между бизнес-встречами и разговором со мной сбегала за пирожными, ставит чайник: «будешь?».

Мы с Катей знакомы много лет, я помню начало её дизайнерской карьеры, её творческие метания и жизненные перипетии. В нашем разговоре мы постарались максимально корректно и дипломатично, но в то же время чутко и душевно рассказать историю бренда и историю девушки, его создавшей.

12 декабря 2024 г.

Подумать только: Катя Захарова — предприниматель с Дальнего Востока, художник, дизайнер, вдохновитель и создатель бренда Kate Zokh! Катя, расскажи, как тебе пришла идея создания собственного бренда?

Я училась на дизайнера одежды в Гонконге, меня всегда интересовала мода, правда изначально я делала мужскую одежду и акцентом была творческая самореализация нежели коммерческая мода. Я думаю, всё случилось само собой, постепенная монотонная работа привела меня к собственному бренду.

 

Знаю, ты долгое время жила за границей, и большую часть твоей жизни занимало всë-таки искусство, в какой момент пришло осознание, что ты больше не заграничный художник, а отечественный дизайнер одежды?

Да, я жила училась и работала в Сингапуре, Шанхае, Бангкоке и Гонконге.  Мне посчастливилось поработать с такими крупными компаниями, как H&M, Vivienne Westwood, Volkswagen Group, Elle. Также я преподавала Дизайн одежды в университете Гонконга и чуть-чуть в Гуанчжоу. Я обрела колоссальный опыт, но еще в 15 лет, уезжая за границу, я точно знала, что вернусь на родину.

Расскажи, где ты училась и как начала свой путь, что подтолкнуло тебя к творческому развитию?

Мне кажется, всё началось с Placebo (оба ржём, потому что хорошо помним бурную молодость в одном из легендарных клубов города). Все тусили, кутили, следили за модными трендами. Мы с друзьями увлеклись мировыми дизайнерами, модными показами, неделями моды. В тот момент я поняла, что хочу стать дизайнером. Но родители не поддержали мою идею, так как в России тогда как таковой этой профессии не существовало. Никто не понимал, чего я хочу: «Куда? На швею в ПТУ пойдешь учиться?».

В итоге меня всё же отправили учиться за границу, но я сначала пошла на маркетинг. Училась на фешн-маркетинге, и мне повезло: преподаватели заметили, что у меня есть талант к дизайну. Они стали спрашивать, почему я не учусь на дизайнера. Это фешн-универ (прим. Raffles University) и там есть разные отрасли этой индустрии. Я объясняла, что родители не разрешают мне учиться на дизайнера, поскольку считают это несерьезной профессией. Моя преподаватель по экономике, француженка, отказалась меня аттестовывать до тех пор, пока не поговорит с моими родителями.

Ей удалось их убедить.

Мне сильно повезло с преподавателем по дизайну, Стефаном (Stefan Orschel-Read, британский лорд), который научил меня создавать достойный продукт.

Я ему очень благодарна за это.
 

Получается, Стефан дал толчок твоему творческому началу?

Он точно раскрыл меня как дизайнера и творца в целом. Это дорого стоит. Я считаю, мне очень повезло встретить его.
 

Мы обсудили начало твоего творческого пути. Насколько я знаю, ты на какое-то время ушла из мира моды и занялась живописью. Расскажи, что побудило тебя к этому, как сейчас сочетаются твои роли художника и дизайнера одежды? Ты используешь искусство как форму рефлексии? Как это связано с твоим брендом Kate Zokh?

Да, действительно, в какой-то момент я приняла осознанное решение покинуть мир моды. Мне показалось, что этот мир не предлагает той глубины, которую я искала. А искусство для меня — это про познание себя. Я очень долго жила за границей, без родителей, у меня была очень насыщенная жизнь, к своим годам чего только не пережила. Естественно, всё это влияет на психику. И поэтому картины стали моим спасением, рефлексией.

Мое искусство — автопортретично. Через него я выражаю свои внутренние состояния и эмоции. В какой-то момент живопись стала для меня единственным смыслом жизни, и я погрузилась в него полностью.
Я бы так и продолжала, если бы не обстоятельства, которые вернули меня в мир моды.

Kate Zokh — это не только бренд одежды, это мой псевдоним, мое имя. Сам бренд — это отражение меня как личности: и художника, и дизайнера одежды.

Недавно я снова начала возвращаться к холсту после долгого перерыва. Последний год я практически не рисовала, так как большую часть времени занималась предпринимательской деятельностью. Сейчас я больше предприниматель, чем художник или дизайнер, поскольку эти обязанности требуют много времени и внимания.

Тем не менее, в глубине души я всегда остаюсь художником.

Говорят, что искусство требует страданий и жертв. Искусство должно быть выстрадано. Как ты относишься к этому высказыванию? Ты упоминала, что твои рисунки — это рефлексия. Пережила ли ты подобные страдания через свою работу?

Сто процентов да. Искусство действительно требует эмоций. Любое творчество, будь то музыка или визуальное искусство, строится на эмоциях и чувствах. Самые яркие эмоции, как правило, связаны со страданиями и переживаниями.

Для меня искусство — это способ выразить и прожить эти эмоции. Часто творческие люди либо сами создают себе жизненные трудности, чтобы потом выразить их в своем творчестве, либо жизнь сама складывается так, что они постоянно сталкиваются с непростыми ситуациями. Если обратить внимание на биографии многих художников и других творческих личностей, то можно заметить, что их жизнь часто полна ярких, но сложных событий.

 

Попробуем ловко перепрыгнуть от искусства к дизайну одежды. А точнее от частички тебя в рисунках к частичке тебя в одежде. Что для тебя рефлексия в моделировании одежды, и как ты выражаешь себя через свои дизайнерские работы?

 

Конечно, одежда и мода — это тоже формы творчества, но, к сожалению, лишь в какой-то степени. Мой бренд Kate Zokh — это, прежде всего, коммерческий проект. Он не является исключительно дизайнерским в том смысле, что мы не создаем одежду «ради искусства». Мы создаем её для людей. Мы стараемся учитывать потребности наших клиентов, создавая что-то, что будет не только красивым, но и полезным. В этом смысле дизайн одежды требует определенного баланса между творчеством и практичностью.
 

Допустим cуществуют бренды одежды, делающие базу, белые футболки, черные штаны, есть концептуальные бренды. Что ближе тебе, какую идею несёт бренд Kate Zokh?

Для меня важна идея индивидуальности. В своих картинах, несмотря на то что я выражаю свои собственные эмоции и переживания, я всегда думаю о зрителе. Через свои работы я хочу, чтобы люди, взаимодействуя с ними, приходили к пониманию собственных чувств и эмоций.

То же самое касается и моего бренда Kate Zokh. Конечно, одежда отражает меня, мой творческий стиль, но я также создаю её для людей. Важно, чтобы они чувствовали свою индивидуальность и уникальность в наших вещах.

Мой опыт жизни в Азии и Европе создал уникальный микс, который я воплощаю в бренде. Мне нравится сочетать несочетаемое. Разные текстуры и формы, сливающиеся в единую концепцию. Это отражается и в стилизации. Я люблю неоднозначные сочетания.    

 

У тебя был бренд мужской одежды. Расскажи о нём, он был совершенно другого формата. Что произошло дальше?

Да, раньше мой бренд, который я начала в 2014–2015 годах, был полностью ориентирован на мужскую аудиторию и имел совершенно другие цели и сегмент. Я дважды принимала участие в Гонконгской неделе моды, попала в топ-200 лучших начинающих дизайнеров мира по версии итальянского Vogue. Был супер топ, было множество публикаций, разные журналы, азиатские, европейские. Тогда мой бренд был дизайнерским, и я делала акцент на искусстве в моде. Первая коллекция называлась «Vladivostok vacation», я вдохновлялась группой «Мумий Тролль» и своим родным городом. Мне хотелось передать атмосферу и дух Владивостока в своих работах. Вторая коллекция, «Ёжик в тумане», также черпала вдохновение из Владивостока и советской истории, которую я очень люблю. Все мои коллекции были пропитаны ностальгией и личными историями.

К сожалению, из-за личных обстоятельств, частых переездов, я была вынуждена прекратить его развитие.

Когда я готовился к нашему разговору, я изучил историю твоего бренда и заметил, что ты часто используешь клетку в своих работах. Она кажется тебе особенно близкой. Так же, как и Вивьен Вествуд, которая просила обернуть церковь на её похоронах её знаменитым клетчатым паттерном. А что бы ты хотела оставить после себя как создатель, не разделяя картины и дизайн? С каким наследием ты хотела бы ассоциироваться спустя 10, 20, 30 лет?

Это действительно глубокий вопрос. С картинами наверное. Ну даже не столько с картинами. Я всегда ковыряюсь в себе, в людях, иду в глубину. Я бы хотела, чтобы моё наследие касалось не только самих картин или одежды, но и тех смыслов, которые я в них вкладываю. Каждая моя картина имеет подпись и описание, потому что для меня важно донести до зрителя именно ту идею, которую я вложила. Я понимаю, что многие художники считают, что искусство должно говорить само за себя, но для меня это спорный момент. Я верю, что моя работа как автора — это передача конкретных идей и чувств. Мне важно, чтобы мои картины и их смыслы могли найти отклик в сердцах людей, помогали им тоже идти глубже, смотреть внутрь себя. Мне нравится думать, что даже когда меня не будет, мои работы и те идеи, которые я в них вложила, будут продолжать жить, будут существовать и вдохновлять других. Что касается одежды… Она здесь и сейчас. Есть бренд, есть цели, движение вперед, а там посмотрим.

 

Про здесь и сейчас. Недавно я видел, что вы запускаете производство и начинаете работать не только над брендом Kate Zokh, но и готовы сотрудничать с различными заведениями общественного питания, создавая униформу и другую продукцию. Это переводит тебя в категорию настоящих предпринимателей. Можешь рассказать подробнее о новом направлении, и как это влияет на твою работу как создателя?

Да, это действительно важный шаг для нас. Мой бренд Kate Zokh фокусируется на одежде с элементами дизайна, но это не концептуальная мода. Это стильная и удобная одежда для повседневного ношения. Иногда меня воспринимают как суперконцептуалиста из-за моего художественного фона, но в действительности бренд ориентирован на реальные потребности людей.

Что касается нового направления — да, мы запустили наш собственный цех. Это решение было продиктовано стремлениям к качеству и контролю. Сторонние производства не всегда могли справиться с нашим продуктом.

Мы всё настроили и поняли, что можем брать и дополнительные заказы.

От разработки концепции, дизайна до реализации. Мы разрабатываем лекала, отшиваем эталонные образцы, разрабатываем технические карты, отшиваем малые партии. Работаем с ресторанами и кафе, другими брендами одежды, салонами красоты. 

 

То есть, если мне нужны именные футболки, вы можете мне их сделать?

Да, мы можем тебе их сделать.

На сегодняшний день вся наша продукция изготавливается на собственном производстве, и я, как перфекционист, стараюсь контролировать каждый этап.

Однако к нам обычно не приходят с массовыми заказами типа «сделайте нам 100 свитшотов». К нам идут за разработкой индивидуальных решений, которые требуют креативного подхода и внимания к деталям. Основная деятельность нашего цеха — это именно экспериментальная работа. К нам приходят с идеями, и мы помогаем воплотить их в жизнь. После создания образца мы можем решить, где дальше производить основную партию: на нашем производстве или отправить всю документацию и образцы в Китай, Иваново или другое локальное производство. Это гибкий и творческий процесс, который позволяет нам работать с уникальными и интересными проектами.

Такое направление помогает нам развивать творческие способности и профессиональные навыки нашей команды.

 

Давай неожиданно вернемся назад. Мы начинали с Шанхая, и ты упомянула, что родители сначала не поддерживали твой выбор профессии дизайнера. Как сейчас обстоят дела?

Сейчас, безусловно, родители гордятся и поддерживают меня. Когда я только начинала свой путь в Шанхае и Гонконге, родители не до конца понимали, чем я занимаюсь. Но когда они начали видеть мои успехи на международной арене, они осознали важность и значимость моего выбора.

На данный момент мама активно поддерживает меня и помогает в бизнесе, решая вопросы, в которых я могу быть не настолько компетентна. Так что сейчас уже нет сомнений или непонимания. Родители полностью приняли и поняли мою работу, будь то картины или дизайн одежды.

Мы вроде обсудили многие аспекты, но всё же нужно задать конкретный вопрос. Какие у тебя планы на будущее? Каким ты видишь становление, что для тебя будет цельным брендом? Что для тебя бренд-мечта, а к чему ты ведешь бренд Kate Zokh сейчас?
Прикольный вопрос. Сейчас у меня есть четкое понимание, куда я иду. Это не сразу сформировалось, путь был неопределенным. Моя сухая цель — продаваться по всей России и иметь собственные офлайн точки. Также мы занимаемся развитием онлайн-продаж. В будущем мы рассматриваем возможность экспорта в другие страны. Стать среднебольшим федеральным брендом… С Дальнего Востока. Обязательно!

 

Это что касается бренда одежды Kate Zokh. А что касается тебя как художницы и творца? Мы обсудили твои картины, и ты говорила, что тебе хотелось бы, чтобы твои высказывания жили через них.

В картинах есть эта масштабная амбициозная мечта — стать всемирно известным художником, пусть даже это произойдет к 88 годам. Быть признанной на международном уровне, чтобы мои работы и смыслы, вложенные в них, были поняты и приняты по всему миру.

 

У меня вот есть вопрос, который украл из интервью с какими-то другими дизайнерами. Участие в каком показе можно считать для тебя мечтой?

Если говорить про мечты в сфере моды, то, однозначно, участие в показах в Париже было бы для меня наивысшим достижением. Всё остальное — это скорее цели. Например, участие в Московской неделе моды — это исключительно вопрос времени и усилий, это не про мечту. И если честно — это не необходимость. В том направлении, в котором я сейчас развиваю свой бренд, показы не являются чем-то обязательным или важным.

Сейчас всё больше меня интересуют цифры, я узнаю себя в новом амплуа, безусловно мне приходится многому учиться. Для меня это совершенно новый этап жизни, непохожий ни на какой другой.

текст: Никита Малик

Kate Zokh

адрес: Партизанский пр-п, 44, корп. 7

 

cтиль: Ольга Гнатюк 

фото: Данил Трещёв

макияж: Алёна Фёдорова 

укладка: Салон красоты Platinum, ул. Аксаковакая, д. 1

одежда: Kate Zokh wear , Партизанский проспект, д. 44, к. 7

очки: Сеть салонов оптики «Хамелеон»

Нашли ошибку? Сообщите нам!