facts

Сергей Мудрик интервью для журнала [off]

Гостем нашего журнала стал Сергей Мудрик — действующий музыкальный редактор VK Музыки, бывший музыкальный редактор телевизионного шоу «Вечерний Ургант» и «LAB с Антоном Беляевым» и спикер Дальневосточного музыкального форума.

29 ноября 2022 г.

— Когда к вам пришло осознание, что музыка — это всерьез и надолго? Расскажите немного о важных этапах своей карьеры.

— Осознание пришло довольно рано. По словам моей мамы, единственное, что могло меня успокоить в младенческом возрасте — прослушивание пластинки Modern Talking. Потом я вспоминаю, как танцевал под клип Nazareth по телеку, радовался, когда отец на 14-летие сестре подарил японский кассетный магнитофон, а потом я стал копить карманные деньги (деньги на школьный перекус) на покупку кассет. Я какие-то такие знаковые вещи помню: и первую кассету, и первый CD, и первый фирменный CD, и первую пластинку тоже. В 13 лет я зафанател от «Нашего радио». У меня довольно рано, благодаря отцу, появился и компьютер, и доступ в интернет. Это был еще dial-up модем, приходили жуткие счета на телефон. Так вот, я освоил какой-то простой редактор сайтов и накидал первый фан-сайт «Нашего радио». Оттуда же пошли первые знакомства. Потом я начал открывать для себя всю актуальную широту англо-американского музыкального мира. Фан-сайт я закрыл, открыл другой, везде писал какие-то рецензии, которые сейчас перечитывать мне откровенно страшно. Когда это стало модно, я завел блог в ЖЖ. Потом в моей жизни внезапно появился КВН. Музыку я продолжал активно слушать и покупал носители, даже несмотря на активное распространение MP3. Но мое внимание к движухе подрассеялось, хотя все, с кем я общался в ЖЖ, в тот момент стали авторами и даже руководителями модных журналов про музыку и лайфстайл. Потом по знакомству, чтобы не платить за билеты на концерты, я начал писать отчеты бесплатно, просто за проход на концерт, для недолгой веб-инкарнации культового питерского журнала FUZZ. Там меня заметил редактор zvuki.ru Дима Куркин и предложил начать писать для «Звуков», которые для интернета 2000-х были главнейшим сайтом про музыку на русском языке. Я там проработал с переменной степенью занятости около 6 лет, параллельно занимаясь основной работой: по образованию я поработал химиком, не по образованию — медиапланером в рекламном агентстве. С КВН я тоже окончательно на тот момент не распрощался: я активно писал о нем для всех профильных СМИ и считался самым уважаемым человеком в тусовке, постоянно пишущим про игру. Везде был определенный круг знакомств, и жизнь меня, по совокупности обстоятельств и по сообщению ВКонтакте от редактора шоу Артема Мовчана, знавшего обо мне по КВН, привела в «Вечерний Ургант». Здесь начался разгон в геометрической прогрессии, скажем так, и был набран социальный капитал, благодаря которому я вот с таким опытом и багажом добрался до должности главного редактора VK Музыки — крупнейшего стриминг-сервиса в России.

— Как понять, что музыкальный коллектив стоит внимания и музыка хороша? Лично у вас есть какие-то условные системы оценок или все происходит по наитию?

— Мне сложно как-то сформулировать и донести какие-то параметры, по которым я могу гарантировать, что меня что-либо зацепит. Вообще это довольно субъективная история, в отличие от, например, вокальных конкурсов, где можно оценить технику, владение голосом как инструментом или что-то такое. Цепляющая песня может быть сочинена и сделана людьми, чьи умения как инструменталистов далеки от идеальных. И наоборот: музыканты, суперпрофессионально владеющие инструментами, нередко совсем не могут сочинить что-то, что найдет масштабный отклик у публики. В общем, эта область — совсем не область для теории.

— Никогда не возникало желания самому стать рок-звездой?

— Желание было, причем довольно продолжительное время, и я даже немного пытался приложить усилия, чтобы претворить его в жизнь. Но то ли усилия были недостаточны, то ли я довольно быстро понял, что моих талантов на это не хватит, то ли песни перестали писаться слишком быстро, а выжимать из себя ничего насильно не хотелось... В общем, нашлось достаточно отговорок, а в повседневности — отвлекающих от творческих потуг маневров. Но этот опыт, полагаю, тоже мне что-то дал для понимания того, как музыка вообще делается и сочиняется. Я писал свои песни целиком сам, без сторонней помощи. Именно поэтому сейчас их слушать тяжеловато (смеется).

— Какие советы дадите начинающим музыкантам? Что важно в этом деле, на что обратить внимание в первую очередь, с чего начать?

— Самое важное — понять, в чем вы сильны, и максимально это культивировать и развивать. Причем это не должно быть навязанным, это должно идти у вас изнутри. И это может быть что угодно: интонация, особенности сочинения песен, оттенки звучания, особенности живых сетов — вариантов полно. Ну, и не заблуждаться на тему того, что достаточно только записать песню и разучить ее живьем, и популярность не заставит себя ждать. Работа в нынешних реалиях предполагает проработку имиджа, изучение маркетинговых инструментов, ведение соцсетей, нужно постоянно что-то выдумывать, чему-то учиться, что-то предпринимать и постоянно бросать себе всевозможные вызовы. Это не считая того, что неплохо бы научиться грамотно работать в студии и захватывающе, независимо от материала, выступать живьем.

— Расскажите вкратце о состоянии музыкальной индустрии в России. Насколько она зрелая и напоминает ли структурный механизм?

— Еще в начале года, думаю, мой ответ был бы иным. Сейчас все затаились и ждут дальнейшего развития событий. В прежнем мире выстроились какие-то понятные цепочки механизмов пути музыки от музыкантов к слушателю и логистика концертных выступлений и фестивалей. Индустрия по инерции продолжает этот путь. Концептуально, полагаю, изменений не будет. Есть стриминг и отчисления за музыку в нем, есть личные доходы артистов через мерчандайз, физические носители и донаты, есть концерты: кто-то играет единичные в крупных городах, у кого-то востребованность позволяет ездить в туры. Фестивали тоже есть, хотя этим летом их стало в три раза меньше. Но свято место пусто не бывает — после того как будет хоть какая-то ясность по поводу ближайшего будущего, индустрия будет под это подстраиваться. ВКонтакте как соцсеть для развития текущей музыкальной индустрии сделала очень много. Это и сейчас маркетинговый инструмент номер один для промоконцертов и новых релизов, а также этим редким на события летом проведет VK Fest сразу в трех городах.

— Давайте о проблемах. Чего не хватает индустрии и, следовательно, как решать озвученные трудности?

— Пожалуй, не хватает эмпатии, искренней влюбленности в свое дело и отсюда — профессионализма. Научиться работе в музыкальном бизнесе проблематично. Какие-то обучающие этому институты есть, они дают много важной информации, но есть важные вещи, которые кроме как методом собственных проб и ошибок не проверить. Я вообще считаю, что надо максимально стимулировать и поощрять любую новую музыку, потому что аудитория расширяется и вовлекается в первую очередь за счет новых имен. Чем больше новых популярных имен, тем лучше для всех: больше слушателей, больше цифр в стриминг-сервисах, больше людей на концертах. Рассчитывать на то, что появится новая Земфира или «Мумий Тролль», правда, не стоит. Времена и доступность музыки совсем иные, чем в конце 90-х, и, даже несмотря на экстраординарные таланты указанных артистов, к ним в моменте было сильно больше внимания, потому что число каналов, по которым музыка поступала к слушателям, было сильно ограничено: были радио и ТВ и физические носители, которые надо было купить и найти. Прорваться через это, правда, было намного сложнее, но те, кто прорвались, брали джекпот. А сейчас входной порог ниже — все в паре кликов, но если первые 15 секунд не зашли, идешь слушать иное дальше. Удерживать внимание людей стало большой проблемой. Мне с моими должностями повезло: и в «Вечернем Урганте», и сейчас, в VK Музыке, моя работа во многом связана с поддержкой всего нового и классного, что происходит на местной сцене, и это меня сильно радует.

— Ваши личные рекомендации по группам для наших читателей? Что советуете послушать?

— Подписаться на плейлист «Новые имена» в VK Музыке! Так надежнее всего, и этот плейлист обновляется еженедельно. А если чуть конкретнее, то в шоу-кейсе Форума принимает участие хорошая местная группа hehehe, например. На VK Fest в Москве и Питере 23–24 июля сыграют перспективные артисты: AMCHI, VACIO, хмыров, Парнишка, Стереополина, «Дорогой Дневник» и многие другие. Что-то интересное происходит постоянно, поэтому тут можно посоветовать только активно следить!

Нашли ошибку? Сообщите нам!