facts

Антон Морозов - легендарный российский серфер, основатель российского движения серфинга и первой школы серфинга на Камчатке и в России

Основатель камчатской школы серфинга Snowave, факелоносец олимпийского огня и главный фанат серф-культуры. Несмотря на молодость этого движения, Антон очень известен в своих кругах, и наша редакция решила побольше узнать о том, как довольно экзотический для России вид спорта превратился в один из самых привлекательных среди холодных вод Камчатки.

05 апреля 2023 г.

Антон, расскажи, как ты вообще решил заняться серфингом здесь?

Изначально я вообще зарубился по сноуборду. В России он зародился именно на Камчатке, и его активно развивали, так что в юности мы все были фанатами досок, но я быстро понял, что это не совсем мое. Меня тянуло в море, и на серфинг меня вдохновил фильм «В руках божьих». Меня заворожила эта древняя культура, я прямо мечтал, что буду кататься по Тихому океану, но в стране тогда (а это были 90-е) даже слова такого не было. Так что я вписался в местную компанию сноубордистов, мы приглашали многих специалистов, я даже работал в Ассоциации сноубордистов, переключился больше на образовательную деятельность. Мне очень нравилось именно обучать: я старался привить людям любовь к спорту, уважение друг к другу и тягу к ЗОЖ.

То есть теоретически ты мог в серф и не попасть?

Ни в коем случае. Вся эта история была длинной подготовкой к серфингу. Я знал, что мои друзья пробовали это в 96-м, и у них была безумная мечта: прокатиться по ледяному вулкану, спуститься с него и поймать волну. Меня это дико заводило, так что я попросил наших ребят обучить меня какой-то базе. Доска, на которой они собирались осуществить этот план, снова ожила в 2004-м: я вошел с ней в воду. Само собой, ничего не вышло, но для себя я уже все решил: серф — это свобода. Каждый день мы ездили на берег океана, учились кататься. Ну хотя как кататься? Барахтаться, скорее, но начало было положено.

 

Я ни на йоту не эксперт в серфинге, но мне кажется, это довольно сложно. Как вы вообще этому учились?

Искали в интернете. Он тогда был очень тупым и дорогим, но нас это не останавливало. Также я покупал журналы, переводил с английского статьи из них. При встрече я всем рассказывал о серфе, наверное, меня считали слегка сумасшедшим. Но тем не менее я плавно подсадил сверстников, и мы стали жить около океана. Инфраструктуры, разумеется, никакой не было: приходилось спать в палатках, воду покупать в магазине, но мы горели этим.

 

Хочу уточнить одну деталь. Серфинг в головах людей — это что-то на островах и голыми, а здесь огромные минусовые температуры. Я тоже до этого интервью не подозревал об этом спорте у нас. Что можешь сказать о таком стереотипе?

Да, действительно, это крепко укоренившийся стереотипный образ: только теплая вода, плавки и пальмы. И никто не знает, что в Марокко или Калифорнии вода не слишком отличается, ну да ладно. Почему-то мало кто понимает, что наши горы, океан, снег — идеальная платформа не только для серфа, но и вообще для любого вида спорта. У нас и понимания не было, как объяснить людям, что они неправы. Мы просто делали то, что любили. Но нам помогали наши друзья: это фотограф Миша Мороз и журналистка Лена Сафонова. Им тоже близка эта тема, с ними мы начали делать крутой видеоматериал. Соцсети только начинали развиваться, но люди быстро узнавали о нас и приезжали на Камчатку. Несмотря на то что нас многие не понимали, причем именно местные жители (и особенно семья), я просто пёр, как танк, и нас стали узнавать, о нас писали, мы притянули очень много туристов, которые каждый год возвращаются снова. Собственно, в этом и была идея — притянуть людей.

Давай все же вернемся к школе. Расскажи, как вы ее основали? Все-таки в рамках России это довольно сложно.

Нас стали узнавать местные, приезжали СМИ, транслировали идею дальше, что привлекало все больше людей. Плюс все понимали, как это сложно: костюмы и доски в стране не делают, достать что-либо было сложно, производства нет. Переломным моментом стал 2012 год: к нам прилетели калифорнийские серферы и фотографы и сделали первую книгу о серфе. В 2013-м уже весь мир знал о Камчатке. Приезжали люди со всего света, даже из Австралии, и по сей день у нас много проектов. Школа, естественно, развивалась очень сложно, особенно мешало отсутствие какой-либо инфраструктуры: не было ни света, ни канализации, ни интернета. Поэтому мы сами обустраивали пляж, благо там никто не жил вообще. И в этом мы стали примером для многих других городов: школы на основе нашего опыта появлялись во Владивостоке, Калининграде — короче, везде, где было море. И вот мы сформировали первую команду, привлекли спонсоров, показали, что на берегу можно построить бизнес. Все это мы делали интуитивно, никаких особых знаний по стратегии и экономике у нас не было.

 

Но ты же работаешь не только со взрослыми, так? Как ты смог убедить детей заняться серфом?

О, это было сложно. Вот представь: у вас в городе куча детей, но все думают, что у нас ледяная вода и все дети утонут в первый же день. Я поступил очень банально: начал тренировать племянника. Люди увидели, что это не опасно, и стали отдавать детей на обучение. Я считаю это своим очень весомым достижением, прямо люблю работать с подростками. Недавно мы даже пришли с инициативой к губернатору, и он открыл первую в стране государственную школу серфинга на Камчатке, где я работаю больше в спортивном спектре.

 

Ввиду молодости не помню, но в редакции мне рассказали о твоих видео, которые в начале 2010-х разошлись по соцсетям и перевернули взгляд на серфинг в стране.

Это правда был прямо взрыв. Все увидели, как человек с доской в черной одежде идет по снегу к морю и там катается. Это было разрушение всего скудного понимания серфа для жителей более западных регионов. Это тоже очень сильно привлекло СМИ, и серф стал неотъемлемой частью туризма нашего региона. Тем более что сейчас наш лагерь стал полностью современным и функциональным: есть тепло, чистая вода и еда, хороший интернет, а если вычесть инфляцию, то мы даже цены не подняли.

 

Здорово, что у нас активно развиваются такие течения, как серф! Наша редакция желает тебе дальнейших успехов и развития. Скажешь пару слов напоследок?

Ребят, не бойтесь серфинга: это очень круто и весело! Приезжайте к нам на Камчатку, мы всему научим и всё покажем. Ждем всех!

Нашли ошибку? Сообщите нам!